Правительство 47 региона решило повторить опыт соседнего субъекта и начать внедрять современные технологии в общественном транспорте. Начнут с добровольно-принудительной установки wi-fi — роутеров в автобусах. Власти надеются, что компании-перевозчики сделают это за свой счёт, вложив дополнительно от 4 до 15 тысяч рублей в каждый автобус ежегодно. Эксперты предлагают не связываться с модернизацией транспортного парка, а поменять сами автобусы.
Ленинградская область вслед за Санкт-Петербургом решила заняться внедрением информационных технологий в общественный транспорт. В городских автобусах и трамваях в последнее время активно устанавливают wi-fi модемы для выхода пассажиров в интернет. Роутеры, сигнал на которые идёт от 3G-модемов, появились на двух петербургских трамвайных маршрутах и на одном автобусном, также "автобусным интернетом" оснастили пригородный маршрут № 104, курсирующий между Санкт-Петербургом и всеволожским посёлком Юкки.
Правительство 47 региона решило взять не первенством, но массой. В пятницу, 5 апреля, было официально заявлено о том, что все областные автобусы оснастят бесплатным интернетом. Сделают это в добровольно-принудительном порядке. Отныне в конкурсной документации для перевозчиков будет добавлено дополнительное условие - "оснащение салонов автобусов системой wi-fi”, за что при подведении итогов будет накинуто по 7,5 баллов.
По всей видимости, доказать свою современность компании-перевозчики смогут уже в ближайшее время, при подаче заявок на участие в недавно объявленном конкурсе на право работать на 119 регулярных автобусных маршрутах в Гатчинском, Выборгском, Всеволожском, Волосовском районах.
В комитете по ЖКХ и транспорту не отрицают, что идею им подсказали коллеги из Северной столицы, но настаивают на том, что рано или поздно к этому бы всё равно подвела жизнь. "Современное общество нам диктует необходимость внедрения интернет-технологий. Протяжённость маршрутов по региону составляет в среднем 40 минут, пассажирам должно быть удобно ездить в автобусах. Опять-таки скоро чемпионат мира по футболу, приедет много иностранцев, а точек wi-fi в Ленобласти практически нет", - загадывает на будущее начальник департамента транспорта Алексей Никифоров.
Чиновники подсчитали и решили, что для коммерсантов интернетизация области будет стоить недорого: 800 рублей за самый простой роутер и 300 рублей в месяц за безлимитный интернет. С учётом того, что по Ленобласти ездят 1800 автобусов, то общая сумма, которую будут отдавать различные перевозчики в бюджет сотовых операторов, при идеальном раскладе составит 540 тысяч рублей в месяц или 6,5 миллионов рублей в год. К этому надо добавить стоимость оборудования, если говорить о минимальных затратах, то они составят ещё 1,44 миллиона рублей единовременно.
"Из бюджета мы эти деньги однозначно выделять не будем", - заявил Алексей Никифоров.
Сами перевозчики без ажиотажа отнеслись к идее региональных инноваторов. "Если это действительно будет вписано в требование конкурсной документации, то будем ставить роутеры, куда мы денемся", - пообещал генеральный директор фирмы "Барс-2" Андрей Заботин.
"По опыту наших партнёров, уже введших систему в Петербурге, могу сказать, что цифры несколько иные. Комплексная установка, обслуживание оборудования плюс оплата интернет-траффика обойдётся из расчёта 8-15 тысяч рублей в год за каждый автобус. Ставить роутер надо только там, где маршрут длится более получаса, на коротких маршрутах количество пользователей равно нулю", - считает председатель НП "Ассоциация перевозчиков пассажиров" Василий Киселев.
Он полагает, что несмотря на здравость идеи как таковой, реализовывать её в Ленинградской области преждевременно. "Такое ощущение, что власти хотят сделать классический ход: отвлечь внимание общества от более важных проблем транспортной сферы. Какой-то агрессивный пиар у них получается, да и только. Год назад они включали в конкурсную документацию требование, чтобы автобусы были не старее года, сейчас у них требование по возрасту расширилось до 5-7 лет. Зато нужен wi-fi. Никакой логики. Хотя, если в Ленобласти нет других проблем, то я очень рад", - высказался Киселёв.
Пользователи социальных сетей уже развернули дискуссию на тему, нужно ли начинать модернизацию транспортного комплекса с интернета. "Какая вафля? Посмотрите на автобусы, которые ходят в Сосновом Бору, там ездят до сих пор такие старые, что никакой интернет их не спасёт", - считает пользователь Ксения.
С ним согласны и технические специалисты. "В Европе эта система развита, в этом плане всё верно. Но вы вспомните, какие автобусы ездят по Ленобласти. Мне иногда кажется, что их привезли прямо из ГДР. Смешно будет, если такие автобусы начнут модернизировать интернетом", - полагает гендиректор агентства Telecom Daily Денис Кусков.
По его словам, зона покрытия 3G - интернета в Ленобласти отстаёт от городской. Так, густонаселенные территории оснащены мобильным интернетом на 99%, а вот на региональных и федеральных трассах с ним есть проблемы. "Около 15-20% дорог полностью изолированы от 3G покрытия, это если брать в среднем. Например, на участке от посёлка Зуево до Киришей из 40 километров только на 15 есть интернет. С другой стороны, если не задаваться целью смотреть видео, а просто читать новости, то скорости и покрытия вполне хватит, даже на скорости 200 километров в час интернет будет быстрым", - добавил Кусков.
Впрочем, он считает, что пассажирам нововведение всё равно понравится, потому как "неистребима страсть русского человека к халяве". "Раздача от роутера всегда лучше, чем от 3G, которые безусловно есть у большинства пользователей смартфонов. К тому же интересным будет предложение для тех, кто пользуется ноутбуком", - полагает он.
К слову, за последний год это не последняя интернет-инициатива, реализацию которой власти Ленобласти решили возложить на бизнесменов. Как писал 47News, было заявлено о создании специального портала, с помощью которого жители могли бы узнавать местонахождение автобуса в любую минуту, предполагалось, что проектом будет заниматься частная фирма. Если делать экспресс-анализ, то можно сказать, что за это время на интерактивную карту было добавлено 80 маршрутов, что составляет меньше 10% от маршрутной сети региона.
В связи с этим предлагаем читателям 47News поучаствовать в опросе на нашем сайте и высказаться, считают ли они инициативу региональных властей об установке wi-fi-роутеров в автобусах правильной.
Юлия Гильмшина, 47News