Законодатели существенно модернизировали налоговый режим для большинства предпринимателей и владельцев небольших компаний. Многочисленные поправки в действующий Налоговый кодекс РФ 6 июня Госдума одобрила в окончательном чтении.

Проводимая реформа предусматривает возможность применения так называемой упрощенной системы налогообложения к  компаниям, чья годовая выручка составляет 45 млн рублей (ранее действующий лимит составлял 15 млн). Почти в полтора раза фактически снижается размер единого налога на вмененный доход (ЕНВД или «вмененка»), который должны уплачивать владельцы небольших магазинов и ларьков, кафе, парикмахерских и т.д.: базовые величины доходности остаются без изменений, а вот коэффициент-дефлятор «обнуляется» (в этом году он равен 1,4942, а согласно закону – станет единицей).

Кроме того, сама по себе «вмененка» становится добровольной, а частные предприниматели, работающие в потребительской сфере и ряде иных отраслей, вправе будут перейти на патентную систему налогообложения. Как и ЕНВД, она предусматривает уплату фиксированного налога (покупку патента) вне зависимости от финансовой результативности деятельности, в том числе фактически полученного дохода. Конкретную стоимость патента делегировано определить региональным законодателям – для различных видов деятельности она может составлять от 6 до 60 тысяч рублей в год. Равно как и применяющие «вмененку», владельцы патентов освобождаются от применения контрольно-кассовой техники.

Принятый закон после его одобрения Советом Федерации и подписания президентом России должен вступить в силу с 1 января 2013 года.

Напомним, что изначально «вмененка» внедрялась как принудительный механизм, призванный получить хотя бы минимальные налоги с участников рынка, фискальный контроль доходов которых был затруднен (например – маршрутные перевозчики, разносная, ларечная торговля и пр.).

Эксперты и участники рынка одобряют проведенную реформу. «Добровольность – всегда хорошо, – считает Ольга Волкова, профессор НИУ ВШЭ в Петербурге. – Полагаю, что в отличие от ситуации конца 90-х, сейчас у государства уже не стоит цель ужесточения контроля за малым бизнесом. Кроме того, вряд ли предприниматели массово захотят перейти с той или иной системы, так как любой такой переход – своеобразная «встряска».