Федеральные власти пытались убедить губернатора Ленинградской области в том, что у него есть свободные деньги, на которые можно построить путепроводы вместо опасных железнодорожных переездов. Но попытка залезть в «карман Сердюкова» не удалась, а он сам отвоевал у министерства транспорта деньги на строительство этих объектов. Правда, пока речь идет только об одном из необходимых 35 — в городе Гатчине.
СТАБИЛЬНОСТЬ - В РАЗВИТИИ
Будущая столица Ленобласти, как теперь принято именовать Гатчину, всерьез подготовилась к приезду высоких гостей: в городе практически остановилось движение, а на каждом углу стояли сотрудники ДПС в зеленых жилетах. Это было символично в свете темы совещания у полпреда по СЗФО Николай Винниченко, которое он проводил там во вторник, 21 февраля - «О развитии транспортной системы на территории Ленобласти». Видимо, лучшего решения транспортных проблем, кроме как перекрыть всё, пока не придумали.
На крыльце у здания местной администрации журналистов встречал лично губернатор Валерий Сердюков, который ждал не их, но вынужден был откликаться на «здравствуйте, Валерий Палыч». Так получилось, что на пару минут он даже возглавил группу корреспондентов, зайдя вместе с ними в холл. Но единения первой и четвертой власти не получилось — не позволила охрана, которая пропустила Сердюкова вперед, оставив журналистов исследовать большой предвыборный плакат «Стабильность — в развитии». «Либо уж одно, либо другое», - не понимали многие.
ИЗ ЧЬЕГО КАРМАНА?
В конференц-зал (по всей видимости, самый лучший и самый большой во всем городе), еле вместились все участники совещания. Судя по табличкам на столах, собрались первые «транспортные лица» если не страны, то Северо-Запада точно. Помимо полпреда и губернатора, участие в действе принимали замминистра транспорта РФ Андрей Недосеков, вице-губернатор, курирующий дорожное хозяйство, Николай Пасяда, глава КТТИ ЛО Николай Янченко, начальник ОЖД Виктор Степов, его зам Павел Бурцев, первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов, главный федеральный инспектор в Ленобласти Герман Мозговой.
Автор этих строк ожидал, что в данном составе должна решиться некая глобальная проблема, но выяснилось, что фактически встреча затеяна ради ответа на вопрос «кто раскошелится на строительство путепровода в Гатчине?».
УСТЬ-ЛУГА ВСЕМУ ВИНОЙ
Так, Николай Винниченко, практически слово в слово повторив данные выданного журналистам пресс-релиза, рассказал о сложной ситуации с железнодорожным переездом, расположенным в створе улицы Киевской. После строительства вторых главных путей и западного парка для отстоя железнодорожных составов по проекту «Комплексная реконструкция участка Мга - Гатчина — Веймарн — Ивангород», переезд закрыт для автомобилей на 12 часов. В сутки через этот переезд проходят более 30 тысяч машин и 260 автобусных рейсов.
«Иногда пробки перекрывают движение большей части города. Ситуация усугубляется ростом интенсивности движения поездов, вызванным увеличением грузооборота порта Усть-Луга», - читал по написанному Винниченко.
По его словам, на этом участке предусмотрено строительство 12 путепроводов, стоимость того, что на Киевской улице, является первоочередным и обойдется в 2,2 миллиарда рублей. Проект уже разработан ОАО «Ленгипротанс», экспертиза будет проходить три месяца.
Судя по словам Валерия Сердюкова, источником транспортного коллапса в Гатчине является порт в Усть-Луге, о котором до сей поры он лично на публике говорил лишь в восхитительных выражениях. «Мы, конечно, благодарны, что обеспечивается работа порта, но в проекте были заложены путепроводы, а их строительство застряло в воздухе», - пожаловался губернатор.
КАКИЕ ДЕНЬГИ? НЕТ ДЕНЕГ!
Суть же другой претензии он изложил кратко: «министерство транспорта считает, что у субъекта деньги на путепровод есть, а на самом деле их нет». Говорил при этом Сердюков довольно резко, и лишь на последней фразе его тон смягчился: «надеюсь, мы придем к оптимальному решению проблемы».
Но Минтранс в лице Андрея Недосекова поспешил убедить всех в обратном: деньги, дескать, у Ленобласти есть, стоит только получше поискать. «Есть дорожный фонд, за счет введения акциза область получит дополнительно в этом году 1,4 млрд рублей, в 2012 эта цифра дорастет до 2,7 млрд», - подсчитал чужие деньги замминистра. Через несколько минут он фактически признал, что средства на путепровод из федерального бюджета может быть и выделили бы, если бы не одно но: таких путепроводов в стране 11 тысяч штук, и «ящик пандорры» никто открывать не хочет.
Валерий Сердюков ответил ему в том смысле, что «какие такие дополнительные деньги, нету никаких денег», да и вообще, не стоит забывать, что «в инфраструктуру порта в Усть-Луге регион вкладывает огромные средства».
НИКАКИХ РАЗМАХАЕК
Неизвестно, сколько бы продолжался спор губернатора и замминистра, если бы слово не взял первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов, сидевший прямо напротив предыдущих ораторов. Он почему-то вспомнил о том, что страна готовится к чемпионату мира по футболу 2018 года и потому необходимо создавать новые условия для развития Петербурга и области. Морозов все время повторял, что «РЖД» вкладывает огромные деньги в инфраструктуру региона.
В этот момент Недосеков с Винниченко начали о чем-то перешептываться, а Николай Пасяда, все это время как будто бы смотревший в одну и ту же точку, удивленно повернул голову в сторону выступающего.
«Если говорить о проекте путепровода в Гатчине, то его технические условия слишком завышены. Можно сделать его более локальным и сократить расходы в 2-3 раза. Просто не надо делать размахайку», - перешел он почти на крик, хотя в этом маленьком зале трудно было кому-то что-то не услышать. Позже выяснилось, что «по первоначальному проекту длина путепровода составляла один километр, что «совершенно нелогично, ведь можно проще, короче и дешевле».
«Сначала в проекте была заложена одна сумма, а потом, когда поняли, что деньги не свои, то сумма стала разрастаться», - откровенничал чуть позже он за дверями зала заседаний. «Если уж кого-то этот вопрос так допекает, то мы подойдем неформально и нестандартно к этому вопросу», - пообещал он. На этом моменте журналистов попросили удалиться из зала.
ВСЁ БУДЕТ
Что происходило за закрытыми дверями, доподлинно неизвестно, но, по всей видимости, спор продолжился. К прессе чиновники вышли уже через 40 минут, при этом Андрей Недосеков и Валерий Сердюков выглядели довольно грустными, видимо, потому о финальном решении рассказывал Винниченко.
Выяснилось, что к мнению Морозова все-таки прислушались. По словам Винниченко, было принято решение снизить затраты на строительство путепровода в Гатчине в три-пять раз, финансировать его будут совместно из федерального, регионального бюджетов (не определено, в каких долях), пятую часть выделит ОАО «РЖД». Строительство переезда закончится к концу этого или началу следующего года, а на время строительства виадука транспортный поток пустят через другой переезд, который находится примерно в 300 метрах от ныне существующего путепровода на Киевском шоссе.
Также, по словам Винниченко, на встрече была достигнута договоренность о том, что между всеми заинтересованными сторонами соглашение о развитии транспортной системы на территории Ленинградской области. О подробностях Винниченко деликатно умолчал, заявив, что «о цифрах говорить еще рано», но он надеется, что «федеральный бюджет выделит миллиарды на строительство путепроводов в Ленобласти». «У замминистра сегодня день рождения, давайте его поздравим», - резко отошел от темы полпред.
НЕ ПОСЛЕДНИЙ
Как рассказал корреспонденту 47News Николай Янченко, всего в Ленобласти планируется строительство около 35 путепроводов. 14 из них — на проекте «Комплексной реконструкции участка Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива», 10 — на проекте «Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург — Бусловская ОЖД», 7 — на линии «Лосево - Каменногорск», 1 — возле поселка Любань Тосненского района, по одному на месте действующих переездов участке от станции Ручьи до поселка Лосево и участке между Каменногорском и Выборгом. Правительство области рассчитывает, что все путепроводы обойдутся примерно в 49 миллиардов рублей, но о том, какие суммы согласится выделить на это Москва, пока даже не загадывает.
На вопрос корреспондента 47News о том, где еще необходимо строительство путепроводов, Винниченко заметил, что практически везде, где ходят поезда. О том, почему начать решили именно с Гатчины, ни один из опрошенных представителей власти разумного ответа не нашел.
Может, и вправду будущая столица?
Юлия Гильмшина, 47News