Комитет по природным ресурсам Ленобласти разъяснил - сколько на территории региона «зеленых зон» и почему.

Как сообщили 47News в пресс-службе комитета, на сегодняшний день площадь «зеленых зон» в регионе составляет 2,7 млн.га, то есть порядка 48% всех имеющихся лесов на землях лесного фонда. При этом под понятием лесов «зеленой зоны» - или, как их иногда называют, «зеленого пояса» - подразумевают все защитные леса. Они выделяются на землях лесного фонда, расположенных за пределами городской черты, с учетом площадей санитарной охраны источников водоснабжения, округов санитарной охраны курортов, защитных полос вдоль железных и автомобильных дорог, а также запретных полос леса, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, особо ценных лесных массивов, противоэрозионных и других видов лесов.

Напомним, на прошлой неделе Коллегия Счетной палаты РФ рассмотрела результаты проверки соблюдения законодательства при предоставлении, использовании и распоряжении находящимися в государственной собственности земельными и лесными участками на территории Ленобласти в 2006-2009 годах. На Коллегии отмечалось, что в проверяемый период площадь зеленых зон на территории Ленобласти была сокращена на 97%, что привело к ослаблению их защитного статуса, а также нарушению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Как пояснили в пресс-службе комитета, принятый в 2006 году Лесной кодекс России внес значительные изменения в систему ведения лесного хозяйства. В том числе поменялась классификация лесов, относящихся к категории защитных. В Ленобласти в 2006 году «зеленые зоны» составляли 1,2 млн га, в том числе лесопарковая зона Петербурга, занимавшая 116,5 тыс. га, на территории которой ежегодно заготавливалось порядка 50 тыс. кубометров древесины. В то же время, ограничение использования лесов сводилось к регламентации проведения рубок, вводившей ограничения на проведение сплошных рубок и размеров участков лесозаготовок.

В разработанном Лесном плане области в связи с изменениями законодательства площадь категории лесов «зеленые зоны» была уменьшена. При этом площадь защитных лесов, где имеются ограничения на заготовку древесины увеличилась и составила 2,7 млн. га (ранее они занимали 2,6 млн. га). То есть фактически лесов, выполняющих защитные функции, в регионе стало больше. Это было связано с тем, что с принятием нового Лесного кодекса в «зеленых зонах» было введено ограничение на размещение ряда производственных объектов.

Стоит подчеркнуть, что ранее ограничение режима лесопользования в «зеленых зонах» сводилось только к регламентации рубок. Поэтому на территории Карельского перешейка с 40-х годов 20 века традиционно разрабатываются месторождения, которые являются сырьевой базой асфальтобетонных заводов, домостроительных комбинатов и заводов железо-бетонных изделий Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Всего на Карельском перешейке работает более 50 горнодобывающих предприятий, часть из которых являются градообразующими - на момент вступления в силу нового Лесного кодекса работало более 2 300 человек.

После изменений в законодательстве для сохранения рабочих мест и условий для продолжения работы горнодобывающих предприятий было принято решение о переводе части ранее существовавших «зеленых зон» в категорию защитности «запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов». Принятые меры позволили сохранить защитные леса и в то же время не допустить массовой безработицы и остановки деятельности уже работающих предприятий, имеющих важную социальную значимость для региона.

Проведенная государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации экспертиза разработанной документации подтвердила легитимность принятых решений в Ленобласти.

В комитете по природным ресурсам Ленобласти отдельно выделили вопрос о лесах, ранее закрепленных за ГУП «Лесопарковая зона Санкт-Петербурга». После передачи указанной территории в управление Ленинградской области распоряжением регионального правительства № 276-р от 8 июня 2010 года был наложен запрет на проведение здесь лесозаготовок. Эти леса преимущественно используются в рекреационных целях: здесь работают базы отдыха, детские оздоровительные лагеря, зимние курорты и другие подобные объекты.

"В ряде средств массовой информации периодически появляются сообщения, что леса бывшей лесопарковой зоны переходят в собственность частным лицам. Необходимо понимать, что применительно к землям лесного фонда это невозможно, так как они являются собственностью Российской Федерации и законодательством жестко регламентируется процесс их перевода, который возможен только в исключительных случаях. Для этого требуется распоряжение Правительства Российской Федерации", - отмечают в сообщении.

Фактически часть территории бывшей лесопарковой зоны (всего 1,2 %) передана в аренду или в постоянное бессрочное пользование в рекреационных целях для организации отдыха. Использование лесов для развития туризма является неотъемлемой составляющей лесного хозяйства и обеспечивает их многоцелевое использование. При этом арендаторами проводится уход за лесными насаждениями, противопожарные мероприятия и обеспечивается потребность жителей в обустроенных местах отдыха. Законодательством не допускается строительство капитальных сооружений в защитных лесах на землях лесного фонда при ведении рекреационной деятельности, что строго отслеживается контролирующими органами. Регулярно проводятся проверки с привлечением представителей прокуратуры и общественных природоохранных организаций для выявления и пресечения нарушений в данной сфере.

 



47News, по материалам пресс-службы комитета по природным ресурсам Ленобласти