Контрольно-счетная палата проверила, насколько эффективно тратятся деньги, выделяемые на строительство объектов социальной сферы. Выводы неутешительны: подрядчики к своим обязанностям относятся без энтузиазма, а чиновники смотрят на строительные работы невнимательно — то пропускают откровенно завышенные цены, то соглашаются с заниженными, не заботясь о качестве. Проверяющие советуют областному правительству не мелочиться и постараться изменить набивший всем оскомину закон «О госзакупках» на федеральном уровне.

Контрольно-счетная палата (КСП) Ленинградской области занялась исследованием целевого и эффективного использования бюджетных денег, выделенных на строительство социальных объектов. С результатами удалось ознакомиться корреспонденту 47News.

Речь идет о 16 объектах, в том числе детских садах, поликлиниках, спортивных залов, возведением которых занималось ГУ «Управление строительства Ленинградской области».

Специалисты КСП поясняют, что первая причина, по которой объекты, строительство которых финансировалось государством, не были вовремя возведены — отсутствие контроля собственно за ходом строительных работ со стороны администрации. К примеру, жители Лодейного Поля в конце декабря 2012 должны начать лечиться в новой поликлинике, рассчитанной на 450 посещений в смену. Подрядчиком стала компания «КЭРОЛ». В соответствии с документацией об аукционе стоимость контракта составляет 310 млн рублей. У проверяющих есть сомнения в том, что поликлиника появится вовремя, ведь сейчас отставание от сроков составляет 2 месяца.

В других случаях строительные работы не производились вовремя из-за того, что уже в ходе работы приходилось вносить изменения в проектно-сметную документацию. К примеру, поликлиника в поселке Мга Кировского района Ленобласти должна была появиться еще в ноябре 2011 года. По результатам торгов победителем было признано ООО «Стройотделсервис», из бюджета выделено около 60 млн рублей. Но тут подкачала проектно-сметная документация, которая, как заявил подрядчик, не соответствовала современным санитарным нормам. В связи с этим работы было решено заморозить до исправления технических недочетов, а потом и вовсе с подрядчиком расторгли контракт. Строительство культурно-досугового центра на 200 мест в поселке Большие Тайцы Гатчинского района, на которое было выделено 92 млн рублей, также не завершилось вовремя. Одна из причин — длительная задержка переноса со стройплощадки линии электропередачи.

Иногда виноват не только подрядчик, но и заказчик: администрация Всеволожского района, к примеру, не вовремя выделила деньги на строительство детского сада в Сертолово на 280 мест (подрядчиком была компания «Стоун», стоимость работ — 212 млн рублей). Строительные работы должны были быть закончены в 2010 году, но перенесены на 2011. Фактически же работы начались только в феврале прошедшего года, следовательно, уложиться в сроки подрядчик уже не успевал.

По мнению специалистов КСП, периодически чиновники администрации и вовсе не стремятся проконтролировать цены, по которым собираются заказывать работы. «Отсутствие должного контроля со стороны заказчиков за производством подрядчиками работ привело к приписке работ на общую сумму в размере 1,7 млн рублей», - говорится в материалах проверки.

Существует и другая крайность — когда заказчик, наоборот, занижает начальные цены по сравнению со стоимостью строительства. В результате работы оплачиваются по демпенговой цене, а это, в свою очередь, грозит тем,что у подрядчика могут слишком быстро закончиться средства. Что, по всей видимости, и произошло со строительством детсада на 280 мест, который должен был появиться в Тосно до 20 декабря 2011 года. Подрядчиками было ОАО «Домостроительный комбинат № 5», на строительство выделялось 213 млн рублей, но в ходе проведения аукциона цена снизилась до 138 млн рублей. Не смотря на то, что работы начались вовремя, от графика подрядчик значительно отстал, и в октябре стройка закончилась лишь на половину.

Не лучшим образом сказывается на качестве услуг и ситуация, когда у администрации нет выбора, в конкурсу участвует только одна компания. Так произошло в Волосово, где должен появиться детский садик на 140 мест 1 сентября 2012 года. За строительство взялась некая компания «КЭРОЛ» (единственная явилась в день аукциона), стоимость работ оценили в 135 миллионов рублей. Но график по возведению здания сада был сразу же сорван — вместо того, чтобы начать в январе, первые рабочие бригады на месте появились в конце февраля, а по состоянию на июль было выполнено всего 8% всех объемов работ, запланированных на год.

В связи с этим КСП предлагает правительству Ленинградской области обратиться с законодательной инициативой в Государственную Думу о внесении изменении в 94-ФЗ. По мнению аналитиков, лучше будет, если бы конкурс проводился в открытой форме, и в нем цена не являлась бы критерием оценки качества заявок. Второй вариант — позволять снижать заявленную цену не более чем на 5-10%.

Юлия Гильмшина, 47News