В минувшем году региональный потребительский рынок в полной мере ощутил давление кризиса. В то же время предпринятые правительством Ленинградской области меры поддержки предпринимательства позволили стабилизировать ситуацию и во многом её исправить. Если по итогам 2009 года розничная торговля сократилась на 2,3 процента, то уже по итогам двух месяцев 2010 года её рост составил те же 2,3 процента.

Как сообщили корреспонденту 47News в Департамент информационной политики областного правительства, итоги работы предприятий потребительского рынка в 2009 году и задачи на 2010 год были рассмотрены сегодня, 15 апреля, на совещании в правительстве Ленобласти.

Число сетевых магазинов в Ленинградской области приближается к 400, и только в минувшем году их сеть пополнилась более чем 70 подобными торговыми предприятиями. Для региона, отмечалось на совещании, это имеет важное значение. Как показывает практика, именно у крупных торговых сетей складывается более эффективное взаимодействие с производителями и поставщиками продукции. В итоге цены у сетевиков, нередко, ниже.

Однако строительство торговых сетей должно строго контролироваться, в том числе и с помощью антимонопольного законодательства. В соответствии с ним торговая сеть не должна занимать более четверти рынка муниципалитета. С одной стороны, это позволит не потерять малого и среднего продавца и производителя, с другой – защитить права потребителя от монопольного доминирования на рынке одной торговой сети.

У специалистов потребительского рынка Ленинградской области есть еще одна точка приложения сил. Несмотря на то, что в регионе почти в 4 раза превышен общероссийский норматив обеспеченности торговыми площадями на тысячу человек, многие из торговых предприятий требуют модернизации.

Для комплексного решения этих задач проводится и будет продолжена работа по резервированию земельных участков под строительство и размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки.

Отдельной темой обсуждения на совещании стали вопросы активизации деятельности обществ защиты прав потребителей и повышения ответственности предпринимателей за качество предлагаемых товаров и услуг.

Сокращение излишней государственной опеки предпринимательства, когда плановые проверки деятельности предприятия проводятся раз в три года по заранее обнародованному плану, создает ложное впечатление безнаказанности нарушителей. Между тем, представители Роспотребнадзора вправе в случае явных нарушений, выявленных в том числе активистами обществ защиты прав потребителей, проводить внеплановые проверки.

Наряду с этим совещание рекомендовало специалистам администраций муниципальных образований, курирующих потребительский рынок, разъяснить предпринимателям меру их личной ответственности за контроль качества получаемой от производителя продукции в условиях замены обязательной сертификации на декларирование качества, в соответствии с постановлением правительства России от 1 декабря 2009 года.