Комиссии по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству и по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Законодательного собрания Ленинградской области накануне рассмотрели обращение Кингисеппского муниципального района по вопросу выпадающих доходов автопредприятий.
Инициаторами рассмотрения стали депутаты, представляющие район в областном парламенте, Дмитрий Ворновских («Справедливая Россия») и Виталий Климов («Единая Россия»).
Как в четверг, 14 мая, сообщили корреспонденту 47News в пресс-службе ЛеноблЗакСа, в Ленобласти с прошлого года введен автоматизированный учет проезда в автотранспорте льготных категорий граждан. Внедрение новой системы потребовалось для того, чтобы транспортники знали, сколько и на каких маршрутах проехало льготников, а значит, были видны фактические затраты автопредприятий. Основанная на электронном учете льгота становится адресной, а не среднестатистической, как было ранее. С помощью электронной системы намного удобнее не только отслеживать пассажиропотоки, точнее учитывать количество поездок, использованных людьми, имеющими право на льготы, но и компенсировать перевозчикам затраты на перевозку льготных категорий пассажиров. С учетом этого с начала 2009 года Ленобласть перешла на новый порядок компенсации выпадающих доходов автопредприятий – за фактическую перевозку льготников. Однако, как выяснилось, не во всех муниципальных районах новая электронная система начала эффективно работать.
В частности, по словам присутствующих на заседании первого заместителя главы администрации Кингисеппского района Константина Платонова и руководителя МУП «Кингисеппский автобусный парк» Валерия Скажутина, такая ситуация сложилась в Кингисеппском районе. ЗАО «ЭЛСИ» установило в автопарке комплект оборудования, предназначенного для сбора и обработки данных о проезде льготников, пользующихся Едиными социальными проездными билетами (ЕСПБ) на основе бесконтактных электронных крат. Однако многочисленные сбои в электронной системе не позволяют собирать и учитывать достоверные данные. Учитывается только количество перевезенных пассажиров этой категории и расстояние, при этом выпадают те граждане, которых не смогли определить валидаторы из-за неисправности. Если ранее была установлена компенсация в размере 300 рублей за один проданный ЕСПБ независимо от фактической перевозки, то с этого года за перевозку граждан, которых не определила автоматика, автопредприятия не получают компенсации. В результате, по итогам января-февраля перевозчики несут убытки. В качестве одного из выходов из создавшейся ситуации представители Кингисеппского района предложили внести в областной закон изменения, которые бы позволили финансирование расходов автопредприятий из областного и федерального бюджетов на приобретение ЕСПБ установить не ниже 300 рублей за один купленный билет, то есть сохранить размер компенсации на уровне предыдущего года в случаях, когда за отчетный период ее размер, определенный по электронной системе учета, окажется меньше.
Для того чтобы разобраться в данном вопросе, на совместное заседание комиссий был приглашен первый заместитель председателя областного комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Николай Янченко. Он подчеркнул, что в разных районах – разная ситуация. Например, в Киришском и Тихвинском, наоборот, наблюдается рост учтенных автоперевозок льготников и, соответственно, компенсаций за них. Депутаты попытались понять, почему тогда конкретно в Кингисеппском районе новая электронная система приводит к убыткам автопредприятий. Как выяснилось, валидаторы (электронные устройства для считывания бесконтактных электронных пластиковых карт для учета автоперевозок льготников) – двух видов: стационарные и переносные. В первом случае компостеры крепятся в автобусах, и граждане должны прикладывать к ним свои карты при входе и выходе из транспорта. Переносными валидаторами контролеры сами считывают информацию с карточек пассажиров. По словам Валерия Скажутина, в большинстве автобусов Кингисеппского автопарка установлены именно стационарные устройства. Это, по мнению депутата Юрия Павлова (ЛДПР), и приводит к убыткам автопредприятий: в переполненном автобусе людям сложно пробиться второй раз к компостеру, чтобы отметиться на выходе.
Председатель комиссии по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству Игорь Бойченко («Единая Россия») предложил комитету по транспорту и транспортной инфраструктуре проанализировать, по каким причинам автопредприятия в других районах области «вышли в плюс», чтобы их положительный опыт смогли применить другие муниципалитеты. Представителям Кингисеппского района было предложено выйти по данному вопросу с соответствующей законодательной инициативой.