С удобрениями у нас настолько всё хорошо, что отраслевые эксперты открыто говорят, о шансе подвинуть Канаду с рынка США. Новое экспортное окно на Северо-Западе — терминал "Порт Фавор" в Усть-Луге.

Терминал "Порт Фавор" в морском порту Усть-Луга может соединить с заводом по производству аммиака и карбамида ЕХСЗ под Кингисеппом 70-километровый аммиакопровод. А к концу 2025 года через новый перевалочный комплекс планируется отправить первую судовую партию минерально-химических удобрений. Об этом руководство терминала сообщило на встрече с отраслевыми аналитиками. Представители консалтинговых групп 27 февраля посетили сам "Порт Фавор", а на следующий день, в рамках форсайт-сессии, дали прогноз, как по развитию самого комплекса, так и по рынку удобрений в целом. Эксперты сошлись во мнение, что сегодня трудно найти более стабильную грузовую номенклатуру, чем удобрения, и вообще были настроены оптимистично и даже более, чем.

- Прямо не ожидал, да ну, быть не может! - вышел из микроавтобуса и удивился здоровенному каркасу будущего хребтового склада №1 один из участников экскурсии. Можно было даже сказать, что он не бросил свой восторг на ветер, но на причалах поддувало. Оказалось, что он уже был здесь в июле, и у него были сомнения в темпах строительства.

Тем не менее слова изумления долетели до директора терминала Игоря Липинского. Он позволил себе даже заглянуть на четверть века вперёд.

- Арки хребтовых складов - клеёный брус. В ближайшие 25 лет капитальных вложений в ремонт склада точно не потребуется. Производитель наш. Нижний Новгород. Решили отказаться от металла в пользу дерева. Всё-таки минеральные удобрения — химический элемент. Опять же морской бриз, соляные воздушные потоки, коррозия. А дерево — оно долговечное.

Вообще сразу было видно, что руководство "Порт Фавор" не в первый раз водит по терминалу любопытных и значительную часть вопросов предугадывала заранее.

- Говорю сразу диаметр — 40 метров, - на опережение сыграл Липинский, заведя группу под купольную конструкцию. Всего восемь куполов — четыре европейского производства, ещё четыре американского.

- Успели значит, - выдохнул кто-то из присутствующих.

- А что за контейнеры на терминале, это же не ваш профиль? - внимание экспертов по удобрениям привлекли блочные штабеля из ящиков.

- На площадке примерно 500 контейнеров, это оборудование, вытариваются постепенно, детали передаются монтажной группе... У нас же площадка какая, частично производственная, частично строительная, - объяснил наличие ящиков Липинский.

"Порт Фавор" официально заработал 13 декабря 2024 года, когда была запущена первая очередь по перевалке сжиженного аммиака. Пока аммиак на терминал доставляют автоцистернами. После этого налив поступает на танкер-химовоз. Железнодорожный фронт должен заработать в мае 2025 года. По итогам первого года работы "Порт Фавор" планирует перевалить до 1 млн тонн этого вещества.

В конце января из Китая на терминал пришла первая судопогрузочная машина (СПМ). Понятно, что высоченный агрегат на причале видно не только из разных точек "Порт Фавор", но и из соседних комплексов. В середине марта должны прийти ещё две СПМ.

- Машина практически в сборе. Загрузили на судно, привезли, выгрузили, сборка будет, но такая, частичная. В принципе, она хоть завтра уже может работать. Нужно только поставить "хвостовик", он будет непосредственно через конвейерную галерею забирать груз и подавать его на машину. На приёмку ездили в Китай. Всё работает: машина ездит, стрела поднимается и поворачивается, - объяснил директор "Порт Фавора".

Естественно, что ассоциативный ряд на слово Китай продолжило слово "санкции". Оно и прозвучало, не раз. 47news тоже спросил. Всё-таки с 25 февраля порт Усть-Луга теперь под евросанкциями. Бюрократический парадокс Брюсселя заключается в том, что с одной стороны в ограничительных документах Усть-Луга, где работают 12 стивидорных компаний, обозначена, как точка на географической карте. С другой сторон, написано, что евросанкции обусловлены перевалкой нефти и нефтепродуктов, а этими грузами в Усть-Луге занимаются только три компании.

- Не готов говорить за нефтяников, но все участники рынка понимали, что рано или поздно, что-то подобное должно было случиться. Думаю, что крупные компании готовились к развитию подобных событий, прорабатывали пути решения. Мы не исключение. Но сегодня минеральные удобрения - это стратегическое сырьё. Этого груза нет в санкционных списках. Посмотрите, кто попадает в эти списки — судовладельцы, агентские компании, физические лица. Скажем так, аккуратно, есть хотят все. И Бельгия, и Франция, и Турция. Европейский рынок нуждается в минеральных удобрениях. И, посмотрите, не было таких новостей, что где-то не приняли теплоход с этим грузом из России. А если говорить про стройку, то тут с Европой наш терминал уже абсолютно ничего не связывает. 100% стройматериалов — российские, оборудование — китайское, - прокомментировал 47news последние санкционные инициативы Евросоюза Игорь Липинский.

Отраслевые эксперты также говорят об удобрениях, как о грузовой базе, на которую сохраняется стабильный рост спроса. При этом в России по-прежнему сохраняется дефицит портовых мощностей. По сути сегодня усть-лужская стройка "Порт Фавор" компенсирует те выбитые мощности, которые страна потеряла после охлаждения отношений с Прибалтикой и Финляндией.

По словам директора Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Романа Соколова, для российских экспортеров удобрений время больших возможностей. Более того они могут выйти на те рынки, где их не было.

- У нас очень серьёзно вырос экспорт в Бразилию. Эта латиноамериканская страна ворвалась лидеры импорта, берёт очень много. Индия — хедлайнер мирового рынка удобрений. Абсолютно все следят за государственными тендерами на карбамид, которые проводит индийское правительство. Именно цены и объём закупок Индии во многом определяют рынок. Соединённые Штаты никогда не закрывались от российских удобрений. Сегодня главный поставщик удобрений на американский рынок — это Канада, но в условиях геополитической турбулентности у российских производителей есть все шансы нарастить экспорт в этом направлении, - рассказал 47news Соколов.

Эксперт склонен считать, что благоприятная история для российского экспорта удобрений будет продолжаться.

- В нашем Центре мы еженедельно отслеживаем цены на перевозку ключевых товаров российского экспорта. Фрахтовые индексы сухогрузов - на крайне низком уровне. То есть сейчас стоимость перевозки морем - объективно низкая. Морская логистика дешёвая, стоимость производства в большинстве случаев ниже, чем в странах-конкурентах, спрос постоянный. Все это позволяет с надеждой смотреть на будущее экспорта минеральных удобрений. Единственным ограничителем выступают внутренние логистические мощности. Но с развитием портовой инфраструктуры, в том числе в Ленинградской области, в Балтийском бассейне, эта проблема будет постепенно преодолеваться, - считает Соколов.

По состоянию на начало марта готовность терминала "Порт Фавор" к приёму минеральных удобрений оценивается руководством в 60-70%. Ведётся монтаж технологического оборудования под купольными галереями. В компании рассчитывают, в декабре провести пусконаладочные работы и осуществить отгрузку первой тонны сухих удобрений. Не обязательно, что это будет отправка "через склад". В "Порт Фавор" держат в уме прямой вариант, то есть с выгрузкой вагонов через конвейерные галереи и последующей отгрузкой на судно минуя складские площади. Вообще строительство станции разгрузки вагонов для терминала сегодня первоочередная задача.

Пока "Порт Фавор" работает с одной грузовой номенклатурой — это жидкое азотное удобрение аммиак. Статистика "Морцентр-ТЭК" относит его к химическим грузам. За первые два месяца "Порт Фавор" отправил на экспорт 120 тысяч тонн аммиака.

По словам директора терминала Игоря Липинского не исключено, что в будущем аммиак в Усть-Лугу будет поступать с завода "Фосфорит", который расположен в 70 километрах от побережья по аммиакопроводу.

- Думаю, что решение будет принято в положительную сторону и в скором времени начнётся реализация этого проекта. Транспортировка по трубе - безопасный технологический процесс, а при транспортировке груза автомобильным или железнодорожным транспортом всегда возникают некие риски, - отметил 47news Липинский.

Александр Калинин,
47news

Справка:

Терминал "Порт Фавор" в морском порту Усть-Луга входит в стивидорный холдинг "Портовый альянс" образованный в марте 2024 года. Кроме "Порт Фавора", компания управляет работой ещё пятью комплексов: АО "Мурманский морской торговый порт", ООО "Мурманский балкерный терминал", ООО "Туапсинский балкерный терминал", ООО "Малый порт" в Находке и АО "Дальтрансуголь" в Ванино в Хабаровском крае. Прежде эти пять терминалов входили в "Национальную транспортную компанию" (НТК).