С удобрениями у нас настолько всё хорошо, что отраслевые эксперты открыто говорят, о шансе подвинуть Канаду с рынка США. Новое экспортное окно на Северо-Западе — терминал "Порт Фавор" в Усть-Луге.
Терминал "Порт Фавор" в морском порту Усть-Луга может соединить с заводом по производству аммиака и карбамида ЕХСЗ под Кингисеппом 70-километровый аммиакопровод. А к концу 2025 года через новый перевалочный комплекс планируется отправить первую судовую партию минерально-химических удобрений. Об этом руководство терминала сообщило на встрече с отраслевыми аналитиками. Представители консалтинговых групп 27 февраля посетили сам "Порт Фавор", а на следующий день, в рамках форсайт-сессии, дали прогноз, как по развитию самого комплекса, так и по рынку удобрений в целом. Эксперты сошлись во мнение, что сегодня трудно найти более стабильную грузовую номенклатуру, чем удобрения, и вообще были настроены оптимистично и даже более, чем.
- Прямо не ожидал, да ну, быть не может! - вышел из микроавтобуса и удивился здоровенному каркасу будущего хребтового склада №1 один из участников экскурсии. Можно было даже сказать, что он не бросил свой восторг на ветер, но на причалах поддувало. Оказалось, что он уже был здесь в июле, и у него были сомнения в темпах строительства.
Тем не менее слова изумления долетели до директора терминала Игоря Липинского. Он позволил себе даже заглянуть на четверть века вперёд.
- Арки хребтовых складов - клеёный брус. В ближайшие 25 лет капитальных вложений в ремонт склада точно не потребуется. Производитель наш. Нижний Новгород. Решили отказаться от металла в пользу дерева. Всё-таки минеральные удобрения — химический элемент. Опять же морской бриз, соляные воздушные потоки, коррозия. А дерево — оно долговечное.
Вообще сразу было видно, что руководство "Порт Фавор" не в первый раз водит по терминалу любопытных и значительную часть вопросов предугадывала заранее.
- Говорю сразу диаметр — 40 метров, - на опережение сыграл Липинский, заведя группу под купольную конструкцию. Всего восемь куполов — четыре европейского производства, ещё четыре американского.
- Успели значит, - выдохнул кто-то из присутствующих.
- А что за контейнеры на терминале, это же не ваш профиль? - внимание экспертов по удобрениям привлекли блочные штабеля из ящиков.
- На площадке примерно 500 контейнеров, это оборудование, вытариваются постепенно, детали передаются монтажной группе... У нас же площадка какая, частично производственная, частично строительная, - объяснил наличие ящиков Липинский.
В конце января из Китая на терминал пришла первая судопогрузочная машина (СПМ). Понятно, что высоченный агрегат на причале видно не только из разных точек "Порт Фавор", но и из соседних комплексов. В середине марта должны прийти ещё две СПМ.
- Машина практически в сборе. Загрузили на судно, привезли, выгрузили, сборка будет, но такая, частичная. В принципе, она хоть завтра уже может работать. Нужно только поставить "хвостовик", он будет непосредственно через конвейерную галерею забирать груз и подавать его на машину. На приёмку ездили в Китай. Всё работает: машина ездит, стрела поднимается и поворачивается, - объяснил директор "Порт Фавора".
Естественно, что ассоциативный ряд на слово Китай продолжило слово "санкции". Оно и прозвучало, не раз. 47news тоже спросил. Всё-таки с 25 февраля порт Усть-Луга теперь под евросанкциями. Бюрократический парадокс Брюсселя заключается в том, что с одной стороны в ограничительных документах Усть-Луга, где работают 12 стивидорных компаний, обозначена, как точка на географической карте. С другой сторон, написано, что евросанкции обусловлены перевалкой нефти и нефтепродуктов, а этими грузами в Усть-Луге занимаются только три компании.
- Не готов говорить за нефтяников, но все участники рынка понимали, что рано или поздно, что-то подобное должно было случиться. Думаю, что крупные компании готовились к развитию подобных событий, прорабатывали пути решения. Мы не исключение. Но сегодня минеральные удобрения - это стратегическое сырьё. Этого груза нет в санкционных списках. Посмотрите, кто попадает в эти списки — судовладельцы, агентские компании, физические лица. Скажем так, аккуратно, есть хотят все. И Бельгия, и Франция, и Турция. Европейский рынок нуждается в минеральных удобрениях. И, посмотрите, не было таких новостей, что где-то не приняли теплоход с этим грузом из России. А если говорить про стройку, то тут с Европой наш терминал уже абсолютно ничего не связывает. 100% стройматериалов — российские, оборудование — китайское, - прокомментировал 47news последние санкционные инициативы Евросоюза Игорь Липинский.
Отраслевые эксперты также говорят об удобрениях, как о грузовой базе, на которую сохраняется стабильный рост спроса. При этом в России по-прежнему сохраняется дефицит портовых мощностей. По сути сегодня усть-лужская стройка "Порт Фавор" компенсирует те выбитые мощности, которые страна потеряла после охлаждения отношений с Прибалтикой и Финляндией.
По словам директора Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Романа Соколова, для российских экспортеров удобрений время больших возможностей. Более того они могут выйти на те рынки, где их не было.
- У нас очень серьёзно вырос экспорт в Бразилию. Эта латиноамериканская страна ворвалась лидеры импорта, берёт очень много. Индия — хедлайнер мирового рынка удобрений. Абсолютно все следят за государственными тендерами на карбамид, которые проводит индийское правительство. Именно цены и объём закупок Индии во многом определяют рынок. Соединённые Штаты никогда не закрывались от российских удобрений. Сегодня главный поставщик удобрений на американский рынок — это Канада, но в условиях геополитической турбулентности у российских производителей есть все шансы нарастить экспорт в этом направлении, - рассказал 47news Соколов.
Эксперт склонен считать, что благоприятная история для российского экспорта удобрений будет продолжаться.
- В нашем Центре мы еженедельно отслеживаем цены на перевозку ключевых товаров российского экспорта. Фрахтовые индексы сухогрузов - на крайне низком уровне. То есть сейчас стоимость перевозки морем - объективно низкая. Морская логистика дешёвая, стоимость производства в большинстве случаев ниже, чем в странах-конкурентах, спрос постоянный. Все это позволяет с надеждой смотреть на будущее экспорта минеральных удобрений. Единственным ограничителем выступают внутренние логистические мощности. Но с развитием портовой инфраструктуры, в том числе в Ленинградской области, в Балтийском бассейне, эта проблема будет постепенно преодолеваться, - считает Соколов.
По состоянию на начало марта готовность терминала "Порт Фавор" к приёму минеральных удобрений оценивается руководством в 60-70%. Ведётся монтаж технологического оборудования под купольными галереями. В компании рассчитывают, в декабре провести пусконаладочные работы и осуществить отгрузку первой тонны сухих удобрений. Не обязательно, что это будет отправка "через склад". В "Порт Фавор" держат в уме прямой вариант, то есть с выгрузкой вагонов через конвейерные галереи и последующей отгрузкой на судно минуя складские площади. Вообще строительство станции разгрузки вагонов для терминала сегодня первоочередная задача.
Пока "Порт Фавор" работает с одной грузовой номенклатурой — это жидкое азотное удобрение аммиак. Статистика "Морцентр-ТЭК" относит его к химическим грузам. За первые два месяца "Порт Фавор" отправил на экспорт 120 тысяч тонн аммиака.
По словам директора терминала Игоря Липинского не исключено, что в будущем аммиак в Усть-Лугу будет поступать с завода "Фосфорит", который расположен в 70 километрах от побережья по аммиакопроводу.
- Думаю, что решение будет принято в положительную сторону и в скором времени начнётся реализация этого проекта. Транспортировка по трубе - безопасный технологический процесс, а при транспортировке груза автомобильным или железнодорожным транспортом всегда возникают некие риски, - отметил 47news Липинский.
Александр Калинин,
47news
Справка:
Терминал "Порт Фавор" в морском порту Усть-Луга входит в стивидорный холдинг "Портовый альянс" образованный в марте 2024 года. Кроме "Порт Фавора", компания управляет работой ещё пятью комплексов: АО "Мурманский морской торговый порт", ООО "Мурманский балкерный терминал", ООО "Туапсинский балкерный терминал", ООО "Малый порт" в Находке и АО "Дальтрансуголь" в Ванино в Хабаровском крае. Прежде эти пять терминалов входили в "Национальную транспортную компанию" (НТК).