Тотальный контроль за перевозкой отходов планируется внедрить в Ленобласти. На ловлю нарушителей натаскают искусственный интеллект. Для этого вносятся изменение в закон на уровне РФ.
Председатель комитета госэконадзора Ленобласти Рамила Агаева на днях предложила использовать видеофиксацию как доказательство незаконной перевозки отходов. Кодекс об административных правонарушениях РФ предлагается дополнить нормой о возможности фото и видео фиксации нарушения при обращении с отходами в процессе перевозки, если это предусматривает закон региона (в Ленобласти при транспортировке необходимо получить разрешение, в ином случае областным законом предусмотрена административная ответственность).
Штрафы звонкие: для физлица - от 50 до 100 тысяч, для ИП или должностного лица - от 500 до 900 тысяч, для юрлиц - от 1 до 1,5 млн рублей.
Как объяснили в комитете, камеры на дорогах будут использоваться для анализа транспортного потока с помощью искусственного интеллекта. На базе сотен тысяч фотографий нейросеть будет определять наличие в кузове строительных или иных отходов, например различных видов пластика.
В 2023 году выявлено 147 свалок, ликвидировано 253. Убраны десятки тысяч кубометров мусора - в основном на землях лесного фонда. Еще годом ранее ликвидировано 490 свалок, объемом 1,1 млн куб.
Такая система уже работает в Московской области. По данным открытых источников, нейронная сеть идентифицирует грузовики по контуру их кузова, номеру и определяет, есть ли в нем строительный мусор. Разумеется, речь об автомобилях с открытым кузовом. Причем, не помеха, если он накрыт сеткой (другое дело, что нелегальные перевозчики зачастую используют фургоны типа "Газели").
Если мусор есть, то система проверяет, включена ли машина в областной реестр перевозчиков отходов. Если нет, камера передает данные автомобиля в профильное ведомство региона и перевозчик привлекается к ответственности. Работает своего рода презумпция виновности.
На дорогах Ленобласти установлено более тысячи камер. Обслуживает их ГКУ "Центр безопасности дорожного движения". Последняя поставка была в мае. Речь шла о комплексах "Азимут-4" производства московской фирмы "Урбантех". Эта же фирма внедрила систему фиксации перевозок строительного мусора в Московской области. На момент подготовки публикации связаться с компанией не удалось.
В идеале, нейросеть должна "дружить" с территориальной схемой размещения отходов Ленобласти и реестром разрешений на перевозку. При его получении предприниматели обязаны указать номер машины, кто и где образует отходы, их получателя и маршрут. В Ленобласти также внедрена система присваивания QR-кодов. Если на пунктах приема мусора будут установлены камеры, нейросеть сможет определить, доехал ли конкретный грузовик до заявленной точки разгрузки.
В Ленобласти уже действует упрощенная выписка штрафов при фиксации нелегального сброса мусора. Камеры ставят муниципалы у контейнерных площадок, но это пока не повсеместная практика. В 2024 году направлено уже 449 материалов и назначено 428 штрафов на сумму в 13,2 миллиона рублей. Для сравнения: за нарушения при транспортировке строительных отходов, которые фиксировали по общим правилам, в 2023 году выписано 115 штрафов на сумму в более чем 744 тысячи, в 2024 году — 96 штрафов на общую 1,7 миллиона рублей.
Есть и другие вариации. Допустим, грузовик не заехал на комплекс по переработке строительных отходов и при этом продолжил путь уже без груза в кузове - информация также направляется в госэконадзор. Там рассказали, что стоимость поддержки системы оценивается в несколько миллионов рублей в год.
Как отмечают в правительстве Московской области, внедрение системы позволило снизить количество нелегальных свалок строяка более чем на 60%, экономия бюджета на ликвидацию свалок составила более 150 млн рублей.
Пока же одним из препятствий применения является то, что у госэконадзора нет доступа к информации ГИБДД о транспортных средствах и номерах. Внесение в Административный кодекс изменений позволит исправить ситуацию. Помимо прочего, система позволит сократить срок привлечения к ответственности с 2 - 2,5 месяцев до 8 дней, отмечают в госэконадзоре.
- Не опасаетесь, что бизнес будет оспаривать выводы нейросети? - спросил 47news у председателя комитета Рамилы Агаевой.
- По опыту Московской области, факты оспаривания есть, но они не носят массовый характер, материалы то наглядные, - ответила собеседница.
Отметим, если предложенные Ленобластью поправки в Административный кодекс РФ будут приняты, то все регионы, где есть свой закон о перевозке отходов, смогут штрафовать недобросовестных перевозчиков.