Украина обещает за погибших бойцов сумму почти в три раза превышающую выплаты в России. Как выглядит экономика смерти в 1,5 трлн гривен.

В конце сентября кабинет министров Украины уточнил порядок выплаты за гибель военнослужащих ВСУ во время боевых действий. У российского читателя сумма может вызвать как минимум удивление.

Согласно постановлению кабмина еще от 28 февраля 2022 года № 168 в редакции лета 2024-го года, "размер единовременной денежной помощи в случае гибели (смерти) военнослужащего в период военного положения во время исполнения им обязанностей военной службы не может составлять менее 15 млн гривен". Норма также закреплена в законе Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей". На момент подготовки материала, по курсу Центробанка РФ (да, есть и такой), одна гривна стоила 2,3 рубля. Таким образом, на российские деньги, выплата составляет 34,5 млн рублей (364 тысячи долларов).

В России выплаты за гибель военнослужащего на СВО составляют около 13 млн рублей. Наши потери, как известно, не раскрываются.

Как заявлял в феврале президент Зеленский, на войне погибла 31 тысяча военнослужащих. В том же феврале министр обороны Сергей Шойгу сообщил, что Украина потеряла 444 тысячи военнослужащих (не уточнив, включены ли в эту цифру раненые).

Понятно, что в условиях противостояния проверить данные невозможно - каждая сторона публично минимизирует свои потери и оценивает по верхней планке возможный урон противнику. Но так или иначе, взяв за базу абстрактные 100 тысяч выплат, можно посчитать сколько должен выплатить бюджет противника семьям погибших. Нехитрое перемножение дает результат в 1,5 триллиона гривен (3,45 трлн рублей).

Согласно бюджету Украины на 2024 год, доходы установлены на уровне 1,76 трлн грн, расходы 3,35 трлн гривен. Дефицит в 1,59 трлн планировалось покрыть за счет внешних заимствований (большая часть) и размещение облигаций внутреннего государственного займа. Таким образом, сумма выплаты за 100 тысяч погибших соразмерна всем доходам (половине бюджета страны).

При изучении украинских пабликов, посвященных военной тематике, становится понятно, что получить выплату непросто - процедура крайне забюрократизирована. Для начала необходимо получить свидетельство о смерти и документы о результатах расследования обстоятельства смерти, которые должен предоставить территориальный центр комплектования (военкомат) или воинская часть. В документах должно быть указано, что смерть наступила именно "при исполнении обязанностей". Уже на этом этапе у родственников возникают сложности.

- Долго идет расследование, от подачи документов до получения у нас прошло 10 месяцев, - делится один из родственников в соцсети.

Затем, пишется заявление о выплате единовременного пособия в территориальном центре комплектования и социальной поддержки. К нему добавляются документы, подтверждающие личность и родственные связи. После этого заверенные копии уходят в департамент соцобеспечения Минобороны. Там специальная комиссия принимает решение о назначении компенсации или об отказе. Если решение положительное, средства перечисляются на счет командования сухопутных войск ВСУ, а затем на счета членов семьи погибшего через областные военкоматы. Зачастую, родственникам приходится доказывать право в суде.

- Военкомат сделал 13 ошибок и переделывал семь раз документы. Вопрос, случайно ошибки делали? - пишет один из комментаторов к новости об упрощении порядка.

Среди препон родственники называют "несоблюдение техники безопасности". Например, если будет доказано, что солдат при выполнении боевой задачи не надел бронежилет или каску, либо был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

- Не платят всем 15 млн, это факт, они там рассказывают, что смотря как погиб человек. Моя семья и семья товарища, например, не получили ещё выплаты, - откликается на новости один из сопричастных.

Еще одним фактором, опрошенные российские военные называют отсутствие на Украине единого банка ДНК. В России такой ведется в Ростове-на-Дону, куда доставляют все неопознанные останки. В случае, если боец пропал без вести, его родственники сдают ДНК тест и в случае совпадения с информацией в банке военнослужащий признается погибшим.

- Все получают у кого статус погибшего, а не без вести пропавшего, - уверяет еще один пишущий в соцсети.

По отзывам в соцсетях, гражданам Украины приходится доказывать гибель в индивидуальном порядке через суд, например через показания сослуживцев пропавшего или неопознанного. Встречаются мнения о давлении командиров на подчиненных в этом вопросе.

- Они все делают, чтобы не платить. Я два года искала своего мужчину, прошла этот ад... - добавляет жена погибшего.

- Двое братьев погибли в начале 2023-го. Один в штурмах под Кременной, второй в боях на Харьковском направлении. Одному из них успели прийти награды посмертно. Но обе семьи не получили никаких выплат, абсолютный ноль. И никаких сдвигов в этом направлении не видно, - пишет ей вслед собеседник.

Что касается процедуры перечислений, то порой родственники заявляют - первый транш составляет 5 млн гривен, далее ежемесячно по 300 тысяч (законодательного регламента на этот счет найти не удалось).

Очевидно, в связи со сложностью процедуры, на ниве оформления документов подвизалось немалое количество юридических контор. Все они обещают избавление от тягот хождения по инстанциям. Стоимость рассчитывается индивидуально, гонорар доходит до 500 тысяч гривен. Кстати, в канве получения выплат граждане Украины обсуждают работу ритуальных агентств - якобы в погоне за деньгами родственников они создают искусственные препятствия для получения места на кладбищах.

Круг лиц, имеющих право на получение единовременной выплаты достаточно широк. В частности, такое право есть у женщин, проживавших с военнослужащим, то есть гражданских жен. Для нашего уха странно звучит, но выплату может получить и мужчина, живший с военнослужащим. Процентные доли определяет сам военнослужащий личным распоряжением. Если такового нет, то право на получение средств имеют все близкие родственники в равных пропорциях (исключение составляют граждане России и Белоруссии). Реализовать право можно в течение трех лет. Если родственники не находят общего языка, то вопросы решаются в суде. Как судачат в соцсетях, такие ситуации возникают достаточно часто.

Встречаются и мнения такого характера: "Считаю нужно на это меньше средств выделять, а вместо этого выделять средства на то, чтобы погибших меньше было".

Что касается зарплаты военнослужащих ВСУ, то в апреле Минобороны страны сообщило, что за ведение боевых действий вознаграждение повысится с 20 тысяч гривен (46 тысяч рублей) до 100 тысяч (230 тысяч рублей). По разным оценкам, в рядах ВСУ примерно 1 млн человек. Таким образом, зарплатный фонд может составлять около 100 млн гривен в месяц (230 млн рублей), а значит, около 2,3 млрд в год на рубли. Поправку в меньшую сторону стоит сделать на то, что часть войск находятся в резерве или на излечении (ежемесячное пособие по ранению составляет 20 тысяч гривен (46 тысяч рублей). В России за ранение на СВО выплачивается 3 млн рублей.

Отдельно регламентированы выплаты тем, кто погиб, не являясь военнослужащим. Речь например о членах добровольческих формирований и правоохранительных органов, которые не находятся в зоне боевых действий. Их родственники вправе претендовать на выплату 2,7 млн гривен (6,2 млн рублей).

Возвращаясь к выплатам, то, как заявляло в сентябре наше Минобороны, за одни только сутки погибли почти 2 тысячи военнослужащих ВСУ. Значит, казна Украины только за 24 часа должна опустеть на 30 млрд гривен, читай 69 млрд рублей.