Производства поднимают зарплаты, а доход курьеров называют самым стремительным и спрос растет. Услуга победила вечную формулу: "сидя заработаешь больше, чем стоя".

В России сохраняется напряженность на рынке труда, следует из последнего доклада ЦБ РФ. К апрелю 2024 года доля предприятий, испытывающих дефицит кадров, достигла 70%, стало не хватать даже низкоквалифицированных работников.

Большинство опрошенных 47news работодателей говорят, что сотрудников приходится удерживать и переманивать, повышая зарплаты. Но и это не всегда работает. По словам собеседников, граждане все чаще выбирают более понятный функционал – идут в курьеры. Почему работа в службах доставки сейчас так популярна, и сколько там платят, выяснил 47news.

Рост виден на улицах невооруженным глазом, связано это с развитием и доступностью сервисов заказов еды. Сфера начала активно расти во время пандемии. Сегодня в интернете иронизируют: "живем в такое время, что пиццу привозят за 15 минут, а "Скорую" можно ждать час".

Зарплата

Зарплата курьера зависит от количества заказов. Состав и вес ни на что не влияют. Все привозят до 20 кг (у автокурьеров заказы могут быть тяжелее). То есть, везешь за спиной 10 литров воды или пару круассанов – результат один. Например, во "ВкусВилле" можно заработать от 3,5 до 10 тысяч рублей за одну смену. Стоимость одного заказа здесь оценивается в 100-130 рублей, смена – 10-12 часов. В среднем курьер успевает доставить от 50 до 70 заказов, но при желании можно и все 100, утверждают рекрутеры. В Delivery Club за день может выйти от 600 до 6500 рублей.

График можно выбирать самому и абсолютно любой. Например, при традиционном 5/2 за 23 рабочих дня при ежедневной доставке 50 заказов, можно заработать чуть больше 150 тысяч рублей. Если работать без выходных и развозить по 70 заказов – более 215 тыс рублей. И так далее.

У некоторых сервисов оплата почасовая. В "Яндекс.Лавке" один час – 160 рублей, плюс 20 рублей за каждый доставленный заказ. Также можно получить дополнительные бонусы, если привезти быстрее назначенного времени. В "Самокате" режим работы – от двух часов в день, можно  работать по 16 часов, за смену выходит до 6000 рублей. Если ежедневно работать до ночи без выходных, можно заработать чуть больше 130 тысяч. Час оплачивается, даже если не было заказов.

Интерфейс приложения для курьеров Яндекса

В Ozon работают только автокурьеры, в Петербурге на машине компании ежедневно можно зарабатывать от 6000 рублей, если брендировать свою – плюс 5000 ежемесячно. Пешие курьеры требуются в доставку продуктов Ozon fresh, здесь обещают, что за день не придется преодолевать больше 20 км, а вес заказа в среднем не выше 9 кг.

Действуют реферальные программы (за каждого приведенного курьера можно получить до 20 тыс рублей) и сезонные премии. Например, "Яндекс.Драйв" в предновогодний период (20-30 декабря) вводил для курьеров Москвы и Петербурга на машинах, которые выходили на работу 8 или 11 дней подряд, доплаты по 10 и 17 тыс рублей. Плюс чаевые от клиентов.

- Получалось довольно хорошо зарабатывать. Я работал велокурьером, каждый заказ оплачивался в районе 100-120 рублей, за один заход можно было взять три адреса и все это развозить. При 2-4 выходных в месяц можно было заработать около 80 тысяч рублей. У коллег на машинах без выходных выходило чистыми в районе 170-180 тысяч рублей, – рассказал 47news петербуржец Антон, работавший в доставке готовых блюд.

Условия

Радиус доставки обычно - до 2,5 км от точки, где заказ забирается. Работать можно на обычном или электровелосипеде, электросамокате. Компании предоставляют фирменную одежду, в дарксторах (специальный формат склада, в котором собирают товары для формирования онлайн-заказов) есть зоны отдыха, компенсируется обед (примерно 100-200 рублей) и гарантируется полное отсутствие штрафов. За работу платят каждую неделю. Также "для своих" скидки на продукты сервисов.

Бесплатно выдают и велосипеды, и машины, а вот электровелосипед можно взять в аренду, у партнеров это будет стоить до 7,5 тыс рублей в месяц.

Общение в чате по поводу распределения смен

- Из плюсов: возможность работать в любое время, совмещать с учебой. Из минусов: не всегда уважительное отношение клиентов, проблемы с приемом оплаты. Была ситуация, когда оплата была наличкой, забыл взять размен, а у клиента – 5000. Ходил полчаса по району, заходил в каждый магазин, в каждую парикмахерскую, никто не согласился поменять. А у меня еще следующий заказ. В итоге клиент смог найти мелкие купюры, но следующий заказ пришлось задержать, – рассказал Антон.

Обучение занимает до 10 минут. Сотрудник может сразу отправиться на оплачиваемую смену, если все получится, – он принят. Трудоустройство официальное, обычно курьеры заключают договор с партнерской компанией или сотрудничают с сервисом как самозанятые. Последние платят налог только с дохода, ставка при оказания услуг юрлицу – 6%.

Требования

Их почти нет. Нужно иметь смартфон (в некоторых компаниях ограничение – только на базе Android), уметь ездить на велосипеде, для автокурьеров нужны еще права. Причем стаж вождения неважен, как и то, какая именно будет машина. На работу берут с 18 лет, некоторые компании с 16.

На этом фоне пустуют вакансии на крупных предприятиях, - хотя там тоже берут и без опыта, готовы обучать и даже платить стипендию на этот период. Например, Тихвинский вагоностроительный завод сейчас ищет операторов станков с программным управлением на зарплату 110 тыс в месяц, "Российская Стекольная Компания" в Петербурге – оператора производственной линии на зарплату до 160 000. "Аспломб Технолоджи" готовы платить до 130 тысяч наладчику производственного оборудования, "СтройТехИмпорт" – от 154  тысяч сварщику.

- Еще один минус в работе курьером – погодные условия. Едешь в ливень: машины обливают, весь мокрый, грязный, единственное сухое, что у тебя есть – карман, в котором телефон. В такие моменты ощущаешь себя каким-то ничтожеством. Морально тяжело, должна быть психологическая устойчивость. Зимой ездил на велосипеде в -20, было адски холодно, тогда похудел килограммов на семь. Ну, и физическая тяжесть. С доставкой суши/пиццы все понятно, а в продуктах может попасться заказ какой-нибудь на 15 кг, и его еще нужно поднимать наверх в квартиру, – описал эмоции бывший курьер. Собеседник поделился, что это не была работа мечты.

Между тем, спрос на курьеров продолжает расти. Как рассказала 47news директор hh.ru по СЗФО Юлия Сахарова, по итогам II квартала текущего года работодатели Петербурга разместили более 2,6 тысяч вакансий для курьеров, что на 9% выше прошлогоднего. По сравнению с летом 2022 года рост спроса – 99%, с летом 2021 – 184%.

Такая же тенденция - в Ленинградской области: ищут более 800 новых курьеров, что превышает потребности прошлого года на 10%. По сравнению с 2022-м спрос вырос на 142%, с 2021-м – в 12 раз.

По словам специалиста, параллельно растет и уровень доходов. В Санкт-Петербурге в среднем – на 16,3 тысяч за год (с 97,9 до 114,2 тысяч). Подобная динамика наблюдается последние три года, доход курьеров даже называют одним из самых быстрорастущих в Петербурге среди рабочих профессий. В один ряд по росту зарплат могут встать: сварщики (за три года с 41 до 105 тысяч), токари (с 43 до 103 тысяч), автослесари (с 37 до 107 тысяч), машинисты (с 42 до  112 тысяч).

Для сравнения: доходы программистов за три года в Петербурге выросли в среднем на 22,2 тысячи рублей и сейчас на уровне 152 000 рублей.

В Ленобласти зарплаты курьеров тоже растут: сейчас можно заработать на уровне 111,4 тысяч рублей, что на 16,4 тыс больше, чем в начале лета 2023 года.