Гардеробы молодежи захватили вещи времен юности если не мам и пап, то старших братьев и сестер. Иногда это подлинники, порой - имитация под эпоху. В последние модные тенденции нарядился 47news.
Одержимость одеждой из прошлого говорит о новом культурном коде двадцатилетних. На этой почве снова стал актуальным образ "офисной сирены", воплощением которого стала героиня "Дьявол носит Прада". Лента символично вышла чуть ли не 18 лет назад: ее ровесники уже заканчивают школу.
Внимание к себе приковал персонаж третьего плана, сотрудница редакции Сирина, которую играет супермодель Жизель Бюндхен. У нее тонкие брови и мелированный блонд. Она носит очки Bayonetta, длинные стеклянные бусы, топы и водолазки. Сирина – воплощение классической стороны моды 2000-х. В контексте российской поп-культуры это кто-то вроде Виктории из сериала "Не родись красивой". В TikTok равнозначно вирусятся видеонарезки что с американской Сириной, что с русской Викой. Заметен интерес и к "сладкой жизни" 2000-х, так называемому стилю Y2K, о чем говорит внезапная популярность подборок из "Блондинки в шоколаде" с Ксенией Собчак.
Победят вишенки
Как рассказала 47news израильский стилист Мария Н., в текущем сезоне наблюдается обрядность именно нулевых. Неожиданно для всех в стиле оказались сумки-саквояжи в стиле Louis Vuitton, леггинсы, стразы Swarowski, и да - бриджи. Все это отсылает к Бритни Спирс, Пэрис Хилтон и "вечному barbie core" (эстетика, отсылающая к кукле Барби и недавнему фильму Греты Гервиг). По словам стилиста, это связано с эпохой TikTok и выходом юных на медийную арену. В свои 18 и 20 лет они не готовы носить так называемый "тяжелый люкс", а хотят быть легкими-яркими.
Логично было бы предположить, что публика обратилась к секонд-хенду. Однако, по словам стилиста, для большинства он остается локальной историей. Многие предпочитают купить новую модель, но в старом стиле.
"Так, внезапно девушки стали доставать из своих шкафов сумки-саквояжи – тогда они были с вишенками, коричневые – и начали их использовать. Как только бренд это видит, он выпускает эти сумки в новой коллекции. Допустим, такой же формы, но с новой фурнитурой. Винтаж никогда не поборет бренды, потому что это маркетинг, все хотят новые сумки", - пояснила Мария Н.
Эпоха перебора
Тем не менее, многие молодые люди не могут позволить покупать себе брендовые вещи за большие деньги. Именитые компании, выпуская популярную классику, не боятся завышать цены. Для основной части юных модников эти вещи остаются вне доступа. Кто-то, конечно, не стесняется новеньких подделок и брендов попроще, но качество изделий будет значительно ниже. Предприниматель в сфере винтажа Александра Каролик рассказала 47news, что одежда из секонд-хендов, как правило, стоит дешевле новой или наравне по стоимости. Качество при этом, действительно, гораздо выше.
"В эпоху соцсетей и перепотребления, когда нам нужно все новое – товары, продукты, впечатления – винтажная одежда отлично удовлетворяет стремление к постоянной новизне по приемлемой стоимости, пусть формально она и относится к прошлому", – отмечает Каролик.
По ее словам, современные вещи в масс-маркете на данный момент буквально превратились в симулякры. Уже на стадии производства подразумевается, что одежда прослужит недолго и будет немедленно заменена. Качество стало таким, что вещи перестали быть похожи на что-то реальное – скорее это просто название без содержания.
Плач над платьем принцессы Дианы
Секонд-хенды давно перестали считаться чем-то стыдным, особенно если на них висит ярлык "селективности" – авторского вкуса отбора одежды. Среди молодой публики это не признак бедности, а скорее принадлежность к определенной субкультуре и претензия на хороший вкус. Даже сервис "Яндекс Карты" при запросе "винтаж" сейчас выдает собственную подборку.
Создатель онлайн-магазина "Влюбленный в vintage" Надежда Милешникова в беседе с 47news отметила, что чем больше вещей будет продаваться в масс-маркете, тем больше людей пойдут искать себя в винтаже. Многим, по ее словам, нравится, что ретро-вещи не играют с трендами или повесткой моды. При этом, подчеркнула владелец магазина, многие вещи по-настоящему уникальны именно благодаря своей истории.
"Такая вещь мне попалась недавно. Это было свадебное платье ручной работы по мотивам платья принцессы Дианы. Целая история о том, как я его покупала, плакала от того, как оно красиво на мне сидит, не могла перестать на него смотреть, радовалась и переживала", – поделилась Милешникова.
Унесенные в эскапизм
Основополагающий вектор, характеризующий как культуру миллениалов, так и зумеров – это ностальгия по эпохам, в которые они не жили, отметила также предприниматель из сферы винтажа Александры Каролик. Это эскапизм, в принципе свойственный юности.
"Винтажная одежда, как и музыка или кино, является таким мостиком между прошлым и настоящим, связывая их воедино и позволяя прикоснуться ко времени, которое уже стало мифом, сказкой. Плюс мода циклична, винтажная одежда долговечна – поэтому она в состоянии пережить несколько модных циклов", – пояснила она.
Визуальные образы берутся не только из старых модных журналов и архивных фотографий показов. Гораздо чаще – из фильмов или сериалов вне зависимости от эпохи. Основной акцент смещается на конец XX века, но кто-то умудряется увлекаться тотальным ретро – эпохами 1950-х и даже 1920-х. Главное: присутствие в сознании какого-то образа, стереотипа, на который можно опереться. Один из важных аспектов популярности винтажной одежды в возможности пережить те же ощущения, что и актеры любимых сериалов и фильмов, поддержала коллегу создатель онлайн-магазина "Влюбленный в vintage" Надежда Милешникова.
"Как пример могу привести образы Скарлетт из фильма "Унесённые ветром" или сериал Twin Peaks, где неотъемлемой частью стиля являются шотландские мотивы, уютная клетка и настоящая шерсть", – отметила владелец магазина.
Кому-то нравится сбегать в работы Дэвида Линча, а кто-то сходит с ума по советской эстетике.
Данные сайта онлайн-объявлений Avito за апрель показали, что мужские вещи времен СССР стали покупать на 30% чаще. Рост среди женской одежды тех времен почти на том же уровне – 25%. Эксперты связывают этот феномен с популярностью сериала "Слово пацана". Вполне логично, ведь по той же причине у молодежи "завирусилась" музыка 80-х и 90-х, о чем 47news уже подробно писал.
Желание выделиться и одновременно следовать трендам – присуще многим. Вне зависимости от того, нравится ли им смотреть на Марата Суворова в олимпийке или на Одри Хорн в шотландке.