Наличные, авансы и жажда прибыли на ажиотаже госмасштаба - с недавних пор бизнес наблюдает это в присоединенных областях. Где правила игры были нереальны для мирной России.  

Арест замминистра обороны Тимура Иванова, отвечавшего в том числе за глобальные подряды на стройках военного министерства, позволяет вспомнить о масштабном восстановлении новых территорий РФ. Как сообщал "Интерфакс", ежегодно туда направляется более триллиона рублей, а регионы-побратимы уже вложили 150 млрд (в случае Ленобласти, речь о Енакиево в ДНР). Естественно, потоки попадают в поле экономических подразделений МВД. 

По словам участников строительного рынка, в данный момент взаимоотношения заказчиков и подрядчиков практически приведены в соответствие с нормами РФ. Но, как говорят, еще не так давно в Донецке и Луганске бытовали понятийные правила, отличные от делового оборота в России. 

Например, местные субподрядчики крайне неохотно соглашались на работу без значительного аванса. При этом на госзаказе в РФ он не превышает 10 - 30%, а по некоторым видам работ аванса и вовсе нет (в Ленобласти так было с капремонтом домов) Мера направлена на отсечение мошенников - подразумевается, что устойчивая фирма способна выполнить работы на свои. 

Психологический момент - поначалу у местного бизнеса была, скажем так, неуверенность в завтрашнем дне. Мол, сегодня в городе "красные", а завтра могут вернуться "белые".  

Так или иначе, но в прошлом году правительство России разрешило повышенное авансирование по строительным контрактам в новых регионах до 90% (средства из федерального бюджета). Особые условия действуют в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. Сейчас, как правило, аванс составляет 50%. 

Еще одной особенностью называли пристрастие местных бизнесменов к наличным расчетам. И тут возникла коллизия. Ходили слухи о списках крупных компаний из Петербурга и Ленобласти, которым "нарезаны" задачи по восстановлению различных объектов в ДНР. Но получалось, что у крупных игроков, давно ведущих бизнес "в белую" в России, возникала необходимость обналичивать средства для расчетов с подрядчиками на местах. Это, как известно, незаконно. В то же время полиция была поставлена в ситуацию, когда пресечение "обнала" шло в противоход с задачами государственной важности. Но, как говорят, к нынешнему моменту проблема себя почти изжила - взаиморасчеты пришли в соответствие с общероссийской безналичной практикой. 

Еще одна запятая - Минстрой устанавливает федеральные сметные цены на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве. Но в случае с местными поставщиками, цены порой были сильно выше. И понятно почему - нашлись желающие заработать на ажиотаже государственного масштаба. Можно привести в пример условный карьер с песком, потребность в котором кратно возросла. 

Впрочем, своих строительных ресурсов в ДНР/ЛНР немного, в основном материалы везут из Ростова-на-Дону и Воронежа, говорит один из участников процесса. "Логистика получается сумасшедшая по цене, но правительство ввело повышающие коэффициенты для расчета смет", - поделился собеседник, добавив, что из ситуации выходят созданием собственных производств. Например, недавно в Енакиево был открыт асфальтовый завод (ранее асфальт приходилось возить из Ростова).

Если суммировать мнения, то деловые нравы на присоединенных территориях постепенно приходят в соответствие, но бурное вливание бюджетных средств может порождать желание направить их в корыстное русло.  
 
Виктор Смирнов,
 47news        

Контекст:

По версии следствия, Иванов вступил в преступный сговор с третьими лицами для получения взятки в виде оказания услуг имущественного характера при проведении подрядных и субподрядных работ для нужд Минобороны. Еще один фигурант — некий Сергей Бородин, который, по данным следствия, является другом Иванова. Замминистра курировал вопросы строительства и капитального ремонта, а также медицины.