За умершим после фронта приехали родственники и попали в схему "частник в морге". 47news разобрал всех участников. Приводим финансовую конструкцию.
В городе Стаханов Луганской народной республики 20 марта похоронили участника СВО, 52-летнего рядового Вячеслава Сидоренко из ЛНР. 5 марта он скончался в больнице Токсово. В феврале его привезли в Петербург после ранения. Выяснилось, что у него запущенная онкология (после ВМА и онкоцентра попал в Токсово).
- Ему еще в сентябре плохо стало, но начались интенсивные бои, отправили на передок, а там Баба-Яга прилетела (большой дрон), сильно задело. Отправили на лечение в Петербург, а там стало понятно, что метастазы в легких, - объясняет родной брат Андрей (он - на фото).
Он же с матерью приехал из ЛНР забирать тело.
- В морге сказали, что вскрытие делать накануне праздника никто не будет, - выходные. Мол, приходите в понедельник. Я им говорю: как так? До выходных еще три дня.
Вскрытия все же добились. По словам Андрея, в морге встретили похожие на санитаров – люди в белых халатах. Представились сотрудниками компании "Лотос".
- Заходите в морг, и с правой сторон этот "Лотос", а с левой выдают справки. Вы с ней к ним, ее переписывают, оставляете вещи для похорон.
"Санитары" показали каталог с гробами, брат выбрал недорогой.
За подготовку тела взяли 38,6 тысяч рублей наличными, выдали товарный чек на 19 тысяч, кассовый на 19,6 тысяч. С точки зрения бухгалтерии выглядит сомнительно - фактически отражена одна сумма. В товарном чеке "гроб", некий "комплект" и "погрузка".
Чехарда с услугами ритуальщиков во Всеволожском районе имеет историю. Но в основном дело касалось кладбищ.
По словам Андрея, с него взяли деньги за "помывку", одевание и вынос тела к машине. При этом, часть услуг морг должен оказывать бесплатно. На двери "Лотоса" висят прейскуранты. Причем, по смыслу некоторые позиции дублируются. Например, касающиеся того же обмывания.
Через морг Токсово в год проходит 600-800 человек. При чеке около 40 тысяч, речь может идти о 30 млн. Как видно из приведенного случая, половина может быть не отражена фискально.
По словам опрошенных юристов, коммерческая компания может находиться в здании морга только по результатам конкурса, проведенного "Бюро судебно-медицинской экспертизы Ленинградской области" (БСМЭ). Информацию о конкурсной процедуре найти не удалось. Но выяснилось, что нынешняя замначальника БСМЭ Наталья Пожидаева в конце "десятых" была юристом-представителем того самого "Лотоса" (в этом качестве она присутствовала на совещаниях в администрации района).
Насколько известно 47news, уже в качестве зама главы БСМЭ на совещании в правительстве ей задавали вопрос, на каких основаниях коммерсанты разместились в морге Токсово. Говорят, ответ был примерно такой: компания обладает уникальным оборудованием, договор с ней заключен по процедуре единственного поставщика. Что за оборудование - неясно. На ум приходят только холодильники, но они есть и у морга.
В разговоре с 47news Наталья Пожидаева объяснила нахождение "Лотоса" в Токсово несколько иначе:
- Заключен договор аренды. По закону о конкуренции, если речь о площади менее 10% здания, любая компания может обратиться в Бюро с заявкой на аренду. Мы направляем ее нашему учредителю - в комздрав Ленобласти. Там проходит комиссия, оценивается целесообразность. Затем документы поступают в Леноблкомимущество, там оценивают правомочность.
- Почему не конкурс? - уточнил 47news.
- Так решило бывшее руководство.
В начале года руководителем Бюро был Арнольд Андреев. Одно время его имя упоминалось в связи с делом о подлоге экспертизы.
- Есть жалобы на "Лотос" в части взимания платы с родственников?
- Нам, к сожалению, часто поступают жалобы на ритуальщиков, хотя мы медицинская организация. Что касается платы, то, например, одевание и укладывание в гроб в перечень бесплатных услуг не входит.
В администрации Токсово рассказали, что слышали даже о заявлениях в полицию, но чисто процедурно претензий предъявить не могут.
- Морг - даже не часть больницы, они подчиняются только БСМЭ. Мы тоже туда зайти не можем, - говорит один из чиновников.
Главврач больницы Мадина Кабдиловна подтвердила: "Морг к нам отношения не имеет, мы живых лечим. Это структура Бюро".
Еще одно наблюдение: чеки брату умершего выданы не "Лотосом", а индивидуальным предпринимателем Арсланом Эльсалиевым. Человек в среде похоронщиков крайне заметный. Возглавляет областную Ассоциацию ритуальных организаций "Прожизнь", владеет компанией "Похоронный дом №1". Директор - его супруга Елена, она же советник губернатора по направлению "Социальная политика и здравоохранение". Эльсалиев указан как администратор Токсовского морга в одном из приказов гендиректора "Лотоса". Он же был совладельцем ныне закрытой "Всеволожской ритуальной компании", дольщиком был Сергей Михайлов-Мискарев, мощная фигура из 90-х.
Эльсалиев попадал в поле зрения ФСБ. Он арендовал муниципальное помещение в поликлинике Токсово без заключения договора и продавал там похоронные принадлежности. К ответственности привлекли чиновника, отвечавшего за эту недвижимость.
Ни по одному имеющемуся телефону дозвониться до Арслана Эльсалиева не удалось. Его помощница пообещала передать просьбу связаться с редакцией. И с директором "Лотоса" Сергеем Беловым созвониться не удалось.
Помимо прочего, в "Лотосе" брату бойца назвали сумму, за которую можно отвезти тело в ЛНР - 120 тысяч рублей. Но добавили: мол, искать машину нужно самостоятельно. Таких денег у него не нашлось, рассчитывал, что доставят силами Минобороны, но не сложилось. Пришел в администрацию Токсово за помощью. По словам замглавы администрации Егора Равина, родственник бойца пришел накануне выборов, тело лежало в морге уже 11 дней, ситуация безвыходная.
- Рассказал, что деньги в морге заплатил, больше нет, и не собрать. Это хоть и не наши полномочия, но мы же по-человечески... Бросили клич, нашли тех, кто довезет.
Ситуация, когда на территории морга находится коммерческая структура - для Ленобласти не нова. Есть мнение, что похожие ситуации во Всеволожске ("Лотос"), Кировске, Гатчине, Луге, Кингисеппе и Выборге. Если же в целом, то порядок на ритуальном рынке власти пытаются навести давно, но те, кто привык на нем работать, к новизне невосприимчивы.
Нового руководителя "Бюро судебно-медицинской экспертизы Ленобласти" Марину Зайцеву 47news спросил, как она в принципе смотрит на конструкцию "частник в морге". Ответ: "Честно говоря, еще руки не дошли, я всего два месяца. Поэтому пока прокомментировать не смогу, зашиваюсь".