Военная прокуратура ищет всю информацию о поставках гуманитарной помощи на СВО. Минобороны хочет само решать, кому, куда и сколько. На кону – суперхаб.
По данным 47news, военная прокуратура Петербургского гарнизона недавно начала проверку по противодействию коррупции на поставках гуманитарной помощи для нужд СВО. Поручение дала военная прокуратура Западного военного округа. В правительство Ленинградской области и администрации районов поступили запросы с просьбой перечислить наименования и количество переданного на фронт имущества.
На данный момент постановление правительства РФ от 2022 года предписывает властям субъектов и муниципалам оказывать содействие войскам "в обеспечении гуманитарной помощью" (цитата).
"Товары и услуги приобретаются главами регионов РФ или муниципалитетами и передаются в воинские части на основании их заявок", - говорится в документе.
По такому же алгоритму работают инициативные группы граждан и общественные организации.
Надзор собирается проверить обоснованность заявок, опираясь на приказ Минобороны от августа прошлого года. В нем утвержден порядок действий военных при получении гуманитарной помощи - как принимать, оформлять, выдавать и списывать полученное в дар имущество. Следить за этим должны тыловые службы.
В обосновании проверки говорится, что поскольку порядок передачи и учета безвозмездной помощи введен недавно, то контроль еще не налажен. По мнению прокуратуры, это создает предпосылки для корыстного интереса отдельных должностных лиц в войсках.
Но по словам общественников, приказ нацелен на контроль и попытку аккумулировать помощь для дальнейшего распределения по своему разумению. Говорят, такие попытки предпринимались несколько раз (например, минувшим летом). Обоснование примерно такое: военным виднее, кто, где и в чем нуждается. И вообще - нуждается ли.
Пока же, практика такая: командир подразделения составляет заявку и направляет ее тем, с кем сложились отношения. Это могут быть активные сообщества граждан, общественные организации, фонды или власти различных уровней - от муниципалитетов до региона. Коммуникация работает в обе стороны - тем, кто системно помогает, известны потребности "своей" части.
Если это группа жителей, то объявляется сбор средств. Количество наименований разнится в зависимости от того, насколько широка популярность сообщества в сети (обычно в "ВКонтакте"). В Ленобласти есть примеры, когда в зону СВО раз в месяц отправляются несколько грузовиков. Количество наименований достигает полутора сотен - одежда, обувь, генераторы, сладости, стройматериалы (древесина, инструмент, гвозди), маскировочные сети, запчасти, дроны и прочее. Нередко приведенные в порядок подержанные автомобили и даже лодки.
Перевозку активисты организуют сами и лично знают командиров. Есть устойчивое мнение, что работать с "абстрактным" Минобороны волонтеры не будут.
По словам одного из тех, кто с самого начала СВО возит гуманитарные грузы, в некоторых частях уже есть запрет на подачу заявок.
- Не так давно военным запретили складировать привезенное где-либо вне своего нахождения. А было удобно использовать склады-накопители в Белгороде, - говорит собеседник.
- Что сейчас актуально?
- Точно не продукты. Коптеры тоже в Минобороны стали поставлять в серьезных количествах. Пока зима, актуальны буржуйки. Мы ориентируемся на изменение номенклатуры, подходим гибко. Вот если наши даже немного вперед пойдут, то придется заново обустраивать позиции, блиндажи, окопы. А значит будут нужны стройматериалы.
- Что будете делать, если военным запретят принимать напрямую?
- В подполье уйдем, - собеседник сделал вид, что рассмеялся.
Отметим, пресечь передачу сложно. Не проблема - передать за пределами части. А на въезде в ДНР и ЛНР тормозить гражданские грузы нет формальных оснований.
Кстати, судя по всему, идею централизации заводят и через профильный комитет по правопорядку Ленобласти. Так, в обсуждениях очередного сбора в одной из групп неожиданно появилось сообщение с аккаунта этого комитета. В нем - призыв собирать "дополнительное материально-техническое обеспечение" централизованно и ссылки на телефон ЗВО и областной фонд "Ленинградский рубеж". Там же - о Национальном центре управления обороной РФ, "который аккумулирует информацию, поступающую из военных округов".
Примечательно, что на сообщение никто не отреагировал.
Тем временем, к Минобороны возникают практические вопросы. Например, какие критерии должны быть для помощи, чтобы ее учитывать и собирать. Достаточно ли ящика конфет для фиксации и как быть с передачами конкретному военнослужащему. А с машинами, оружием и техническими устройствами есть особенности постановки на баланс - это длительный и непростой процесс. Изделие должно быть проверено сертифицированными организациями - от воздействия низких-высоких температур до ремонтопригодности в полевых условиях. Максимум, что сегодня практикуется, подписание актов приема-передачи, да и то не всегда.
Что касается складов, то их у военных хватает.
"Даже для такого объема помощи, которая сейчас идет в зону СВО, инфраструктурно они готовы", - уверяет человек, знакомый с внутренней кухней Минобороны.
Другое дело, что вряд ли там логистика уровня "Вайлдберриз".
По словам волонтеров, в их среде бытует мнение, что усилия Минобороны по централизации продиктованы "ревностью". Мол, помощь в принципе означает, что у ведомства чего-то не хватает. К тому же, бесконтрольность противоречит военному укладу.
Собеседники в Минобороны продолжают мысль: во-первых, случаи наживы действительно фиксировались. Например, эпизоды с тяжелой строительной техникой, переданной в дар. Во-вторых, зачастую активисты везут то, что можно приобрести на месте, либо имеющееся на месте.
"Допустим, доски есть и в Ростове и Донецке. Да, дороже на 10 процентов, но перевозка из Петербурга съедает значительно больше. В чем смысл? Печенье и газировка на боеспособность не влияет. Если солдат захочет, то может купить сам. Родина честно сказала - если где-то мы не доработали, вот 200 тысяч ежемесячно. Тот же генератор можно в складчину купить и заряжать телефоны. Или подарили машину, она сломалась, но неясно, как проводить по бухгалтерии запчасти, она же на балансе не стоит", - говорят представители оборонного ведомства.
По словам другого причастного к обеспечению СВО материальными ресурсами, нужда в гуманитарной помощи была первые полгода-год.
"А сейчас стало похоже на движение ради сопричастности, за что, конечно, корить людей нельзя. Сродни вопросам веры, не стоит затрагивать", - полагает собеседник.
Отметим, что помимо волонтеров большую часть дорогостоящей помощи оказывают власти регионов и различные фонды. Но по словам чиновников, у них тоже не вызывает энтузиазма идея направлять все в Минобороны. Мысль такая: куда это будет направлено, неясно, и населению, в хорошем смысле, не показать, что мы работаем в этом направлении.
Как бы то ни было, те, кто в Минобороны сталкивался с попытками внедрить приказ об учете гуманитарной помощи, говорят, что на практике документ нерабочий. Во всяком случае, пока.