Спецстоянки могут генерировать миллионы. Владельцов грузовиков порой не пускают забирать машины со своими эвакуаторами, но предлагают за 30 тысяч "вообще не думать".

О нетривиальном подходе в работе спецстоянок 47news рассказали перевозчики Петербурга и Ленобласти. Речь о ситуациях, когда автомобили увозят на штрафную парковку, а забрать машину оттуда с нанятым частным эвакуатором невозможно.

В такой ситуации оказался руководитель одной из городских компаний Вячеслав. Он рассказал нашему изданию, что шофера на его автобусе остановили 24 октября в Кировском районе Петербурга. Сотрудники дорожной полиции объяснили, что проводят рейд, и стали осматривать машину.

- На приборной панели горела лампочка, кажется, системы ABS. Сотрудники настояли, что дальше ехать нельзя, вызвали грузовой эвакуатор. Приехал тягач, отвез машину на штрафстоянку на Пулковском шоссе, 53, – рассказал 47news предприниматель.

Когда приехал забирать на штрафстоянке его подчиненным дали понять, что заехать на территорию у постороннего эвакуатора не получится.

- Настаивали, что нужно заключить договор и заплатить по нему 30 тысяч рублей. С этим договором сотрудники уже поехали в районный отдел ГИБДД, там назначают прием у свободного специалиста и выдают разрешение на вывоз машины. Справились со всем за день. На самой стоянке заплатили около 20 тысяч за эвакуацию и сутки хранения, все вместе стоило примерно 60 тысяч рублей, – рассказал Вячеслав, добавив: – Автобус выехал со штрафстоянки своих ходом, никакого эвакуатора не потребовалось.

Инспекторы ГИБДД опираются на статью 27.13 КоАП – "Задержание транспортного средства". Перечень технических неисправностей, при которых запрещается движение машины, приводится в приложении к ПДД. Свежая редакция вступила в силу в сентябре этого года. В списке поломка тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства, не горящие фары или габаритные огни, неисправный стеклоочиститель.

- Но каждая статья Административного кодекса состоит из частей – легкой и той, где прописаны более серьезные нарушения. Например, по первой части дальнейшее движение запрещается, неисправность нужно устранять на месте. Но порой инспекторы пользуются неграмотностью водителей и применяют вторую часть, при которой водителей отстраняется от управления, а машина увозится на штрафстоянку, – рассказал 47news один из знакомых перевозчиков. – Услуги эвакуации водители вообще оплачивать не должны. ГИБДД компенсирует затраты владельцам спецтехники, которые выиграли соответствующие тендеры.

Рыночная стоимость услуги грузового эвакуатора в Петербурге от 10 тысяч рублей. С одним заказом в среднем работают три часа, так что в пределах города большегруз можно перевезти за 30 тысяч.

Другой случай - водитель попытался забрать свой фургон "Валдай", эвакуированный в Приморском районе. Он был готов использовать для вывоза эвакуатор знакомого и поинтересовался такой возможностью на штрафстоянке (запись разговора есть в распоряжении нашего издания).

- Тогда вы должны объяснить на штрафстоянке, что хотите забрать машину не тем эвакуатором, который ее привез, а собственным. Они, конечно, очень "обрадуются". Потому что вы должны написать заявление: "Прошу допустить постороннее транспортное средство и лицо, им управляющее, на территорию спецстоянки". Они это заявление у вас примут и в течение одного-двух дней согласовывают. Все это время по 3-4 тысячи в сутки получают с вас, – объяснял собеседник. - И когда вы это разрешение на въезд все-таки согласовываете, тогда идете в ГАИ и получаете протокол задержания. Вам в документе пишут выезд разрешен на эвакуаторе с определенным номером и под управлением конкретного водителя. Если всего этого не хотите, обращаетесь к нам. Сделаем все дороже, но быстрее.

- А быстро – это насколько?

-Ну, это сегодня. Успеете и со мной встретиться, и в ГАИ сходить, и машину забрать.

Запись разговора

На вопрос о способах оплаты собеседник водителя ответил, что готов принять 30 тысяч рублей наличными или добавить НДС при безналичном расчете. В разговоре настаивал, что первым делом нужно заключить договор со штрафстоянкой.

- И к кому подойти в ГИБДД?

- Слушайте, ну вы хотите и комнату, где деньги лежат, и ключик от нее. Вы лучше давайте, идите к нам, заключайте договор, мы все расскажем, подскажем.

- Так они же в любом случае разрешение выдают. Иначе я не успею и к вам, и в ГИБДД, потом обратно.

- Да вы вообще не думайте. Делайте, как я говорю, либо делайте сами, как хотите. Вот и все. Сейчас вам зачем ехать? У вас есть разрешение на въезд на чужом эвакуаторе или вы знаете кого-то?

Еще один перевозчик в разговоре с 47news вспомнил, как пять лет назад во Всеволожске остановили груженую машину и отвезли на штрафстоянку.

- Инспекторам не понравились крюки, которыми крепился груз – мол, выступали на 10 см дальше положенного. У нас все документы были в порядке. Но слушать не стали, увезли. Я тогда писал жалобы в ГИБДД, прокуратуру. Машина простояла около 10 дней, – рассказал он, добавив, что с администрацией стоянки не общался, а забирать приехал со съемочной группой одного из телеканалов. Уехать удалось, ничего не оплачивая.

47news позвонил по номерам специальных стоянок в перечисленных районах города и области. Кратко мы описали собеседникам ситуацию и попросили прокомментировать. На одной из них ответили так:

- Штрафстоянка - не парковка у дома. Ее работу определяет внутренний регламент и порядок комитета по законности и правопорядку. Администрация же несет полную материальную ответственность, поэтому посторонние машины с улицы не пускают, – высказался руководитель штрафстоянки "Ирбис" на Пулковском шоссе Антон. – Если у владельцев есть желание, они могут согласовать проезд в комитете.

- Но это займет время, а оплата за сутки продолжит крутиться. Можно ускорить?

- Возможно, да, но об этом опять же лучше спросить профильный комитет.

По данным комитета по вопросам законности и правопорядка, в Петербурге - 12 официальных штрафстоянок. В открытых источниках указана стоимость эвакуации грузовиков и автобусов (категории C и D) – 18026 рублей. Хранение на спецстоянке – 107 рублей/час, то есть 2568 рублей в сутки. Если при заданных условиях каждая площадка будет принимать минимум по одному грузовику в день, а возвращать за 30 тысяч рублей, средний доход за месяц – около 1,5 млн рублей.