Резкий рост цен на "немцев" реконструировал традицию красть машины в Евросоюзе. О свежей схеме нам говорят участники рынка, в дорожной полиции подтверждают.

По словам экспертов, угонщики формируют новую практику. Речь о продаже в России машин, взятых в лизинг в Европе. Собеседники называют Испанию, Германию, Данию и Польшу.

В последние лет 10 была тенденция к снижению количества "европейцев" в угоне, обнаруженных в России, говорят в МВД. Так, если в 2014 - 2015 годах одновременно речь шла о 40 авто по Петербургу, то к 2020-му примерно о 10. При этом в большинстве своем это были грузовики.

Но сегодня воры освежают рынок легковых машин. В основном это "Мерседесы" и БМВ уровня выше среднего и премиальный. Понять предпосылки несложно - стоимость тех же "немцев" выросла в два и более раза. Но не все обеспеченные россияне пока готовы пересаживаться даже на "китайцев" высшего класса.

После начала СВО Европа запретила ввозить в Россию автомобили дороже 50 тысяч евро. Обходные пути уже обкатаны, но цена усложненной логистики ложится на покупателей.

Итак, допустим, в Испании участник схемы оформляет лизинг. В России же подыскивается покупатель. Цену ставят ниже рынка на 10-20 тысяч евро, что конечно должно внушать подозрение. Но предложение рассчитано либо на перекупщиков, либо обеспеченных, но желающих сэкономить (то есть на всех таких). Далее иномарка пересекает границу по поддельному техпаспорту и доезжает до Кыргызстана. Там проходит процедуру растаможивания и перепродается, оказываясь в контуре таможенного союза ЕАЭС. Далее едет, допустим, в Петербург, где также проходит процедуру растаможивания.

Важно отметить, что ни таможня, ни пограничники не имеют доступа к базе Интерпола. Но даже если бы имели, то когда работают профессионалы, это не имеет значения - лизинговый платеж перечисляется исправно, претензий нет.

Следующий шаг - постановка на учет в МРЭО. "Проверить поддельный иностранный техпаспорт практически невозможно, доступа у нас нет", - отметил один из собеседников в ГИБДД, знакомый с ситуацией.

Да, единственные, кто имеет доступ к базе Интерпола, это сотрудники ГИБДД. Но на момент постановки на учет, у лизингодателя за границей еще нет поводов для беспокойства и обращения в полицию. Затем машина продается, и лизинговые платежи прекращаются. Либо тот, кто брал её в лизинг, заявляет об угоне (самоугоны распространены и в России). Продавцы же в России исчезают из доступа. Через непродолжительное время автомобиль попадает в базу Интерпола, куда, повторимся, могут заглянуть только сотрудники дорожной полиции. (Информация там обновляется раз в неделю).

А дальше самое неприятное для покупателя - если его останавливает сотрудник ГИБДД, то при проверке в планшете появляется пометка "Розыск. Интерпол". Машину и владельца доставляют в отдел, авто изымается. "Вернуть ее практически нереально. Можно, конечно, попробовать посудиться, но успех сомнителен", - говорит один из опрошенных инспекторов.

Любопытно, что до начала СВО такие машины забирали представители владельцев (порядок возврата не регламентирован). В нынешних реалиях иномарка, скорее всего, будет гнить на штрафстоянке. Кстати, та же Германия сегодня вообще не отвечает на запросы России по линии Интерпола, остальные более дружелюбны.

Здесь уместен и ретроспективный взгляд - лет 20 -25 угоны под заказ в Европе были крайне распространенным явлением. И существовало специальное распоряжение МВД, по которому, если при постановке на учет машина "звенела" по Интерполу, то водителю выдавалась справка, позволяющая полгода ездить. Если за этот срок не поступало обращения от заграничного владельца, то в России машина с розыска снималась. Через некоторое время такая практика была отменена.

- До правоохранительной системы дошло, что она способствует легализации украденного, - смеется один из работавших в то время оперативников.

Что касается нынешнего веяния, то жалости к попавшимся на заманчивое предложение у инспекторов нет.

- Даже если человек точно не знает, что машина в угоне, он все равно принимает правила игры, берет её с большим дисконтом. Но многие ведутся из экономии или жадности, называйте, как хотите. Все это до первой остановки.

Оглянемся вновь: в 90-е внимание ГАИ было приковано к дорогим иномаркам. С высокой долей вероятности с документами у владельцев были проблемы, а значит, можно было монетизировать интерес. Но в "нулевые" тенденция поменялась на обратную - у обеспеченных граждан стало все в порядке. Теперь же возможен еще один полицейский разворот.