Перевалка древесины в портах России - где просто упала, где существенно, а где и рухнула. Но нашёлся один, работающий как Папа Карло.
31 августа завершается приём заявок на господдержку экспортерам леса на транспортировку через порты Северо-Западного округа. Им обещают компенсировать до 80% понесённых затрат. Если ориентироваться на цифры лесного экспорта, на которые сегодня смотрят в Минтрансе, то на Балтике с древесиной теперь работают единицы. Но проседают все, кроме каспийской Астрахани. За ней Иран.
Объёмы перевалки леса в российских портах падают пятый год, и перспективы такие, что по итогам 2023-го вряд ли удастся выйти на показатели предыдущего года. За семь месяцев наши стивидоры на своих причалах обработали 1,48 млн тонн. Этот результат на треть - дальневосточный каботаж, то есть транспортировка между портами одной страны. Что до чистого экспорта, то в период с января по август из России за рубеж морем ушло 1,04 млн тонн леса. В 2022 году, который стал бедой для отрасли, к этому моменту уже было сделано 1,5 млн тонн. Таким образом, падение отечественного лесного экспорта продолжается и за год составило 32,3%.
С начала 2023-го лесные грузы прошли через причалы 28 стивидорных компаний. В 2022 году таких было четыре десятка. Практически половина лесного экспорта - это российские порты Дальнего Востока. За отчётный период через Тихий океан ушло 47,6% отечественного дерева. На втором месте - Каспий (22,6%), на третьем - порты Азово-Черноморского бассейна (14,7%). Доля Балтики - 8,5%, а арктических портов - 6,4%.
По лесным терминалам Балтики сильнее других ударило закрытие европейского рынка. С ним Северо-Запад России был связан исторически. Финляндия не видела российской древесины с июля 2022 года. А в Суоми отправлялось до 80% берёзового баланса. Остановились отправки в Англию, Данию, Германию.
Итого экспорт леса через балтийские порты рухнул более чем в три раза. За семь месяцев 2023 года на экспорт было отправлено всего 89 тысяч тонн, тогда как годом ранее - 294,7 тысячи тонн. Практически весь объём пришёлся на АО "Морской порт Санкт-Петербург" из бизнес-конструкции Владимира Лисина. Также скромные 4 тысячи тонны отправил "Терминал Святого Петра", где в совладельцах Наталья Тюльпанова - вдова сенатора Вадима Тюльпанова, но это было ещё в феврале-марте.
Остановил перевалку региональный лидер прошлых лет - лесной терминал "Фактор" в порту Усть-Луга. Нет результата у Бронки и ломоносовского "Балтимора", а также калининградского "Цепрусса".
На те же 70%, что и Балтика, рухнула работа с деревом в портах Арктического бассейна. С лесом там продолжают работать двое. ЗАО "Лесозавод 25" в Архангельске за семь месяцев упал до 56,7 тысячи тонн против 205,3 тысячи тонн годом ранее, то есть на 72,4%. Зато "Онежский ЛДК" в порту Онега смог вырасти с 10,6 тысячи тонн до 5,5 тысячи.
Интересно, что несмотря на швах с лесными грузами на Северо-Западе, сразу двум местным стивидорам удалось войти в топ-7 экспортёров древесины по итогам семи месяцев. Пятый результат - у "Морского порта СПб", шестой - у "Лесозавода-25". Но костяк лидеров - стивидоры Дальнего Востока.
На 31,5% упала лесная перевалка в портах Азово-Черноморского бассейна. С этим грузом здесь работают в Новороссийске, Темрюке и, совсем немного, в Ейске и Ростове-на-Дону. Лучший результат у АО "НЛЭ" (входит в группу НМТП) - 106,2 тысячи тонн, но практически вполовину меньше того, что терминал делал прежде.
Перевалка леса в Каспийском бассейне осуществляется только в порту Астрахань. За отчетный период здесь было обработано почти 237 тысяч тонн древесины. Это на 13,8% больше, чем годом ранее. Астрахань - традиционный перевалочный пункт для российской древесины, идущей на предприятия северного Ирана. Экономическая дружба России с персами продолжает крепнуть. В Астрахани с лесом работали восемь стивидорных компаний. Почти половина объёма, а именно 98,5 тысячи тонн, прошло через АО "Астраханский морской порт".
Порты Дальнего Востока за семь месяцев 2023 года упали по экспорту леса на 16%. Владивосток, Оля, Посьет, Находка, Ванино и Советская Гавань совокупно отправили 497,3 тысячи тонн. В прошлом году к началу августа было почти 600 тысяч. Лучшие показатели у порта Оля, в границах которого ОАО "Тернейлес" перевалило 254,7 тысячи тонн (-15,9%). Ещё 6,5 тысячи тонн добавило ООО "Форест-Карго". Через "Ванинский МТП" ушло за рубеж 90 тысяч тонн, через "Норд +" в Советской Гавани 34,4 тысячи тонна, а через находкинские АО "ПВВ-ПЗ" и "Находкинский СРЗ" 37,6 тысячи тонн и 32,8 тысячи тонн соответственно.
Александр Калинин,
47news
Справка
В начале августа правительство РФ утвердило меры поддержки лесопромышленного бизнеса, работающего на экспорт через порты Северо-Запада. В случае, если грузы будут проходить через морские порты на Балтике, в том числе порты Петербурга и Ленобласти, государство готово покрыть до 80% затрат (до 50% от объёма поставок) на транспортировку продукции. Сам механизм логистических дотаций был утверждён федеральным центром ещё в 2017 году, но модель корректировалась. Путь к субсидиям лежит через конкурс от 7 августа.