Год СВО получился откровенно провальным для лесопромышленного региона — Европа отрубилась. 47news рассказывает про "стоим — не пилим".

Для лесозаготовительной промышленности Ленинградской области прошедший год оказался худшим за последнее десятилетие и даже глубже. Фактическая заготовка древесины на территории земель лесного фонда региона составила 3,7 млн кубометров, а в 2021 году было 5,4 млн, сообщили 47news в комитете по природным ресурсам (КПР). Таким образом заготовка сократилась на 31,5%. В последний раз в Ленобласти заготавливали меньше 4 млн кубов в посткризисный 2009-й.

"В комитет в 2022 году поступили обращения от ряда арендаторов лесных участков в целях заготовки древесины по вопросу расторжений договоров аренды в связи с нерентабельностью ведения хозяйства", — рассказали в КПР.

photo_2023-03-06_18-08-23.jpg

47news обзвонил арендаторов лесных участков в Ленобласти. Картину "стоим — не пилим" можно наблюдать практически во всех районах. После первого квартала 2022 года предприятиям приходится работать себе в убыток, так как найти покупателя на лес стало невозможно.

"Ничего почти не делаем. Сбыта нет. Лес девать некуда", — говорит "Волосовский леспромхоз". "Заготавливаем, но ситуация очень сложная", — вторит "КиришиЛеспром". "Заготовку ведём, небольшую", — оценили свой фронт в "Мется Форест Подпорожье". "Ситуация тяжёлая, но заготовку продолжаем, объёмы скорректировали в сторону уменьшения", — сообщили в лодейнопольском "Тимбер Холдинге".

Причина провала 2022 года понятна. Лесная отрасль Северо-Запада вообще, а Ленобласти в особенности, исторически была ориентирована на европейский рынок сбыта. До 80% берёзового баланса отправлялось в Финляндию, топливная щепа и пеллеты шли в Англию, Данию и Германию, доска уходила финнам и немцам, а также в Эстонию и Литву. Кроме этого, сами крупные зарубежные деревообрабатывающие и лесозаготовительные концерны были представлены в Ленобласти своими "дочками": "Mayr-Melnhof Holz — Ефимовский", Metsa, Runko Group, International Paper, "ИКЕА Индастри Тихвин" и др.

Начиная с весны 2022 года европейский рынок оказался закрыт для областной древесины, а скандинавы, австрийцы и американцы начали останавливать местные производства и искать покупателей на свои активы в Ленобласти. Кроме этого с 1 января 2022 года вступили в силу новые правила оборота древесины, подразумевающие сокращение вывоза из страны кругляка, то есть необработанного леса.

"Арендаторы отказываются от договоров, так как рынок сбыта отсутствует, сейчас заготовка леса — дело убыточное. Контрагенты предлагают закупочную цену, а она меньше себестоимости в три раза. Если в прошлом году было 2200-3000 рублей за кубометр, то сейчас всё упало до 600-700 рублей за куб. Тем более древесину ещё выгоднее можно получить у соседей — в Новгородской и Псковской областях. У них цены ниже, потому что в Ленобласти ещё и установлен повышающий коэффициент арендной платы 1,2. Я в прошлом году сработал с убытком в 6 миллионов рублей, из них 3 миллиона — это оплаченные подати", — рассказал 47news директор "Кингисеппского леспромхоза" Дмитрий Ханейх.

Он же отмечает, что цены на саженцы тоже рванули и сегодня достигли уже 45 рублей за деревце. В результате стоимость посадок превышает стоимость древесины на корню в 3-4 раза.

В Ленинградской области действует повышающий коэффициент арендной платы за использование лесфонда. В 47-м регионе этот коэффициент составляет 1,2. Он появился еще при губернаторе Валерии Сердюкове, когда ещё не существовало комитета по природопользованию, а был комитет по лесопромышленному комплексу. Участники рынка вспоминают, что в те годы решение о его введении в принципе шло на пользу местному лесному комплексу, так как до 50% податей оставалось в самом субъекте РФ. Введение повышающего коэффициента для Ленобласти объясняли, в том числе, и тем, что местные лесники, в отличие от новгородских и псковских, ближе находятся к портовым комплексам, то есть имеют преимущество.

"Себестоимость продажи нашей продукции упала в два с половиной раза, на 100-150%. Соответственно, экономической составляющей для заготовки древесины, считайте, что нет. А если о положительном, то нам падать дальше некуда, нам стабильно плохо, а это уже хоть что-то. Совсем потихонечку, но начинает оживать внутреннее потребление, выстраиваются новые логистические цепочки. Эти заводы, которые раньше принадлежали западным компаниям, взять "ММ Ефимовский" или ту же тихвинскую ИКЕА, их выкупили россияне, и они начинают запускаться", - рассказал 47news Константин Шкурко из "Тимбер Холдинга".

По словам собеседников 47news, в настоящее время в правительстве Ленобласти рассматривают несколько вариантов поддержки их отрасли. В частности, есть проект корректировки бюджетных платежей в части арендной платы. Он подразумевает, что "лесникам" планируют дать возможность брать рассрочку на три месяца. Но это решение губернатора, и касается оно только областного бюджета, куда лесозаготовители отправляют 10% платежей. Остальные 90% уходят в федеральный бюджет, по нему отсрочка пока не предусмотрена. Кроме этого не исключена годовая отсрочка платежей по повышающему коэффициенту арендной платы в 1,2.

При этом, когда 47news спросил у председателя комитета по природопользованию Дениса Беляева о таких мерах поддержки, как возможная заморозка, он оценил их довольно скептически.

"Давайте скажем честно, что любые механизмы предоставления отсрочек или введения понижающих коэффициентов — не назвал бы эти меры существенными. Предлагаю смотреть на проблему глобально. Нам требуется повышать внутреннее потребление и нужны новые рынки с новыми логистическими схемами. А для этого требуется время и условия", — сообщил 47news Беляев.

Александр Калинин,
47news

По состоянию на 1 января 2023 года, на территории Ленобласти в аренду было предоставлено 2230 лесных участков общей площадью 5205,5 тыс. га, в том числе для заготовки древесины 202 лесных участка общей площадью 4751,2 тыс. га. Для заготовки древесины лесные участки представлены 97 лесозаготовительным предприятиям.