Дочь погибшего на СВО судится с Минобороны за выплаты. Их перевели плохо знакомому дяде.
Александр Коваленко из Иркутской области подписал полугодовой контракт в октябре 2022 года. Ему было 54, но возраст не помешал пойти в добровольцы.
"Когда папа уходил на СВО он мне сказал: "Дочь, давай поговорим один раз и больше поднимать не будем, — вспоминает свой разговор с отцом 32-летняя Ксения. — Я пошёл за тебя и внуков, чтобы вас защитить. Тебя вырастил достойным человеком - умная, красивая, с ребятишками, помог чем смог. Сейчас от меня дома толку нет. Если будет зарплата, буду тебе помогать. Приеду - доделаем ремонт и купим машину".
"Я его собрала, денег дала, переводила туда на питание. Первую зарплату папа переслал мне. Позвонил и сказал: "Купи детям всё, что хотят, и себе тоже". Но получилось, что на эти деньги я его похоронила. Я их не тратила. Думала, когда папа приедет, мы их потратим на него. Такого отца ни у кого нет. Он очень меня любил и оберегал. Сидел со мной ночами, если меня что-то тревожило - и не важно, сколько мне было лет. Хвалил всегда. Со внуками гулял, кормил, водил на кружки, в садик и школу", — продолжила она.
Фото Александра Коваленко предоставлено дочерью
10 декабря Ксения получила официальное письмо. В нем говорилось, что ее отец, заправщик взвода обеспечения танкового батальона, погиб 4 декабря. И что извещение является основанием для заявлений на пенсии и льготы.
"Мы всю жизнь прожили с папой вместе, отец был всем для меня и для моих детей. Он был добрым, отзывчивым, отдаст последнее в ущерб себе. Очень любил внучку и внука, которые по нему скучают и плачут до сих пор. В роддом меня отвозили папа с мужем, и оба раза, пока я была в родзале, папа ждал на окошке до утра. Он — моя гордость, — говорит Ксения. — В военкомате прекрасно знали, что мы — одна семья. Когда папы не стало, извещение пришло на мое имя. В военкомате рассказали, каким бортом прибудет "груз-200". Я встречала гроб и занималась похоронами. На церемонии прощания мне вручили орден Мужества, отец получил посмертно".
Фото орденского удостоверения Александра Коваленко предоставлено дочерью
С женой Александр был давно в разводе, его родители умерли. Из родственников остался только старший брат, с которым отец Ксении много лет не поддерживал отношений и не разговаривал. "Я толком не знала его, как своего дядю, ему около 60-ти, - говорит Ксения. - Но пригласила на похороны. Подумала, он имеет право проститься. Пришел, как гость, точно к назначенному времени. Побыл и ушел. Даже не поговорил со мной нормально, чтобы как-то родственные отношения восстановить".
Вопрос с выплатами долго оставался в подвешенном состоянии. Сначала по понятным причинам было не до них. А весной, когда Ксения решила оформить документы, выяснилось: во-первых, в войсковой части не издали приказ об исключении погибшего Александра Коваленко из списков личного состава. А во-вторых, что выплат на сумму 12,4 млн рублей Ксения не получит. Даже те деньги, которые прилагаются к ордену Мужества, ей не положены.
"В военкомате мне в устной форме отказали во всех выплатах разом, сославшись на указ президента № 98 от 05 марта 2022 года, — рассказала Ксения "Фонтанке.ру". — Там говорится, что выплаты получают несовершеннолетние дети или дети, ставшие инвалидами до 18-летнего возраста. И последней строчкой указаны полнородные и неполнородные браться и сестры. Получается, закон и государство меня перепрыгивают. Я единственный ребенок у отца. А меня просто отодвинули, и деньги отдают постороннему человеку".
Документ, согласно которому посмертные выплаты погибших на Украине могут получить их братья и сестры, президент России подписал 6 июня прошлого года. Эта норма действует только в том случае, если других близких родственников, которым были бы положены выплаты, у погибшего нет.
Ксения попыталась обсудить ситуацию с дядей. Оказалось, ему уже звонили из военкомата, и он уже написал все необходимые заявления. "Сказал, что делиться деньгами не намерен", — вспоминает Ксения. На звонки "Фонтанки.ру" и сообщение в мессенджере мужчина не ответил, хотя оно и помечено, как прочитанное.
По словам Ксении, отец, предвидя нечто подобное, во всех документах, которые относились к службе, прописывал ее как наследницу. Но в военкомате женщине объяснили, что ее имя в контракте относится только к вопросам наследования недвижимости, но не к единовременным выплатам.
"В военкомате говорят: "Понимаете, у нас приоритет пенсионерам", — рассказывает Ксения. - Но как он стал пенсионером? Просто по возрасту. Он официально в своей жизни если и работал, то года полтора. Всю жизнь сдавал кровь. Получил статус почетного донора и хотел оформить прибавку к пенсии за это. Но ему отказали из-за того, что трудового стажа толком нет".
Обида на дядю и непонимание, как такая несправедливость вообще возможна, заставили Ксению обратиться в Чкаловский районный суд Екатеринбурга. К иску она приложила свидетельства о рождении — свое и отца, справку о том, что они были прописаны и проживали по одному адресу, и документ от нотариуса о том, что Александр Коваленко считал дочь единственной наследницей. Ответчиком стало Министерство обороны, а дядя — третьим лицом.
После того, как иск был зарегистрирован, из военной прокуратуры Ксении пришло письмо: после ее обращения, командир войсковой части издал приказ об исключении ее отца из списков личного состава.
"Виновные воинские должностные лица в несвоевременном увольнении и исключении из списков личного состава воинской части Коваленко А.П. привлечены к дисциплинарной ответственности", - говорится в документе.
Это значило, что Минобороны признало отца Ксении погибшим. Выплаты были сразу же перечислены на счет старшего брата, несмотря на иск дочери.
"Деньги на его счету не заморожены, он ими пользуется. Со мной разговаривает агрессивно, говорит, раз ему перечислили, значит, ему положено. И что ему есть, в кого вкладываться, и он вообще не понимает, при чем здесь я", — говорит Ксения.
Это не первый случай, когда формулировки указа "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей" заставляют родственников погибших в ходе боевых действий на Украине обращаться в суд. В Ленинградской области мать 20-летнего контрактника Кемала Бостанова подала иск о лишении права на выплаты отца молодого человека. По словам матери, мужчина не принимал участия в воспитании сына и материально никак ребенку не помогал. 23 мая Смольнинский районный суд лишил 50-летнего Хасана Бостанова права на все компенсации и признал его "недостойным наследником".
Иск Ксении был принят к рассмотрению 14 июня. На первое заседание, назначенное на 17 июля, дядя не явился.
"Моего папу мне уже никто не вернет. Но, если мне отказывают в выплатах на основании указа о социальных гарантиях, то кто я тогда для отца по этому указу? — говорит Ксения. — Получается, никто?"
Венера Галеева для 47news