Ударить по рукам на 100 миллиардов собирается Ленобласть на ПМЭФ-2023. 47news посмотрел, куда делись инвестиции прошлого года.
Правительство области готовит свой стенд на ПМЭФ-2023, где планирует подписать не менее 20 инвестсоглашений. В прошлом году глава региона Александр Дрозденко подписал три десятка на 277 млрд рублей. Сообщалось, что по итогам предыдущих лет 80% проектов реализованы или идут по графику. 47 изучил, как продвигаются самые крупные с прошлогоднего форума.
Похоже, не светит Ленобласти ТРК "Звезда" в Новосаратовке за 1,7 миллиарда от Филиппа Киркорова. В день подписания, 15 июня прошлого года, певец обещал, что построит объект к августу 2023-го. В комитете госстройнадзора сообщили, что разрешение на строительство ТРК не выдавалось, за ним никто и не обращался. В экономическом блоке сказали, что идет стадия проектирования. Глава администрации Свердловского поселения Вадим Тулаев сказал, что работы на участке не ведутся. "Да и не такой это и важный объект для Новосаратовки. Был бы такой же, как миллионы других в стране", - добавил Тулаев.
Фото: телеграм-канал Александра Дрозденко
В пресс-службе певца на вопрос журналиста к моменту выхода публикации не ответили. Связаться с компанией "Строительные решения", где он совладелец, не удалось. Просто напомним слова Филиппа Бедросовича: "Там (в Новосаратовке) пока просто земля. Через четырнадцать месяцев будет город-сад, за свои слова мы отвечаем".
По СПАРК, ООО "Строительные решения" зарегистрировано в октябре 2021 года в деревне Канисты Всеволожского района. Изначально компанией владел петербургский бизнесмен Дмитрий Кононов – сын Николая Кононова, который, как пишут СМИ, может лично знать Владимира Путина (они занимались дзюдо у общего тренера Анатолия Рахлина в клубе "Турбостроитель"). 20 июня 2022 года, уже после ПМЭФ, Кононов-младший передал по 30% долей Киркорову и предпринимателю Михаилу Баракину, о щегольских поступках которого (например, с участием львенка) рассказывала "Фонтанка". Данных об обороте компании и какой-либо ее деятельности до сих пор нет.
Много тумана с соглашениями о сотрудничестве с ВТБ. На ПМЭФ озвучивались планы по строительству областного участка широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) во Всеволожском районе и линий скоростного трамвая из Петербурга во Всеволожск и Новосаратовку. Пока оба в зачаточном состоянии. По информации 47news, предпроектные работы по ШМСД только планируется начать в этом году. Строительство будет идти по концессии, и нужно еще сделать обоснование инвестиций. Та же история и с трамвайными линиями. В дорожном блоке региона говорили, что быстрого решения эти проекты не получат. В пресс-службе ВТБ 47news ответили только по ШМСД: "Проект в процессе проработки. Точные даты ввода объекта будут утверждены после окончания предпроектных работ и подписания концессионного соглашения".
Ленинградские участки ШМСД пройдут от КАД до "Колы" (5-й этап) и от КАД до автодороги "Санкт-Петербург – Колтуши" с подъездом к Всеволожску (этап 6-й). Всего порядка 15 километров, которые предварительно обойдутся в 76 миллиардов рублей, как в сентябре 2022 года оценивал источник "Интерфакса" (он же назвал и ориентировочный срок проектирования и строительства: 6 лет). Лишь четверть суммы предполагается от ВТБ, остальное – федеральный бюджет и инфраструктурный кредит. Трамвайные линии планируются от метро "Дыбенко" через Кудрово на Новосаратовку и от станции "Ладожская" на Всеволожск. Предварительно, это будет стоить 33 млрд рублей, затраты тоже распределят.
Из дорожно-транспортных также анонсировали крупный инвестпроект – 60 миллиардов рублей – петербургской компании "Мегалайн" по строительству транспортно-пересадочного узла в Кудрово Всеволожского района. Годом ранее, тоже на ПМЭФ, компания еще числилась в инвесторах Петербурга, но потом ее "попросили" ("Мегалайн" через ООО "Лахта" связан с бизнесменом Евгением Пригожиным, сегодня больше известным в качестве военного менеджера. С ним у Смольного более чем прохладные отношения). Тем не менее, ленинградский проект "Мегалайна" все так же завязан на Петербург: на сайте указано, что сроки ввода во многом будут зависеть от сроков строительства метро, а пока это не совсем близкий 2029-й.
Председатель комитета Ленобласти по транспорту Михаил Присяжнюк рассказал 47news, что проект планировки территории для размещения ТПУ "Кудрово" утвержден, а "Мегалайн" уже разработал концепцию комплекса. В нем будут автовокзал, перехватывающий паркинг, общественно-деловая зона и коммерческие объекты, и все это "получило принципиальное одобрение региона". Однако есть замечания – инвестор отклонился от градостроительных норм и правил, проект придется доработать.
Инвестиции в один миллиард обещала компания "Нортен шримп энд фиш продуктс", которая выращивает морскую креветку в Тосненском районе (а на ПМЭФ-2022 объявила, что будет делать это уже в Гатчинском). В агропромышленном комитете региона сообщили, что строительством новой площадки в Верево компания уже занимается, а на днях заключила соглашение на поставку копченых креветок в соусе с торговой компанией из Китая. С этим инвестором, видимо, все удастся.
В остальном же наиболее интересные инвестпроекты пока не перешли бумажную стадию. Под строительство металлургического завода за 37 миллиардов в Кингисеппском районе оформлено право на земельные участки (промзона "Алексеевское"), ведется проектирование (инвестпроект с холдингом "Новосталь-М", на момент выхода публикации на вопросы в компании не ответили). Председатель правления холдинга Иван Демченко, пожимавший руку Дрозденко, тогда говорил, что строительство начнется в конце 2024-го.
На стадии проектирования пока находится завод по производству сжиженного газа для транспортных пассажирских компаний в Копорье Ломоносовского района (инвестсоглашение с "Газпром СПГ технологии" на 1,2 миллиарда), договор земельного участка заключен. Завод по переработке отходов птицеводства и производству органических удобрений (строить будет компания "Фортис", инвестиции 2,5 млрд), который анонсировался в Кингисеппском районе, переехал под Тосно (пока тоже только на бумаге). Направление проектно-сметной документации на экспертизу планируется в сентябре, сообщили в экономическом блоке правительства.
Мало понимания по дорогостоящим инвестициям от СПбГУ в 70 млрд в создание инновационного научно-технологического центра "Невская дельта" на границе с Петербургом и последующим развитием в Тосненском районе. В пресс-службе вуза отметили, что более актуальной информации, чем та, что была на соглашении, нет, но, может появиться на ПМЭФ-2023. В правительстве региона объяснили, что земля под строительство оформлена, идет подготовка к проектированию.
Зерновой терминал в Вистино (Кингисеппский район) от калининградской УК "Содружество" с инвестициями в 30 миллиардов рублей сразу анонсировался на 2026 год, тут обманутых ожиданий быть не должно. Пока ведется проектирование и получение технических условий.
- Как думаете, все инвестпроекты с бумаги сойдут? – поинтересовался 47news у вице-губернатора правительства Ленобласти по экономике и инвестициям Дмитрия Ялова.
- На ПМЭФ подписываются соглашения о намерениях, это не юридически обязывающие документы. И какой-то отсев всегда происходит, как правило, по рыночным соображениям, либо по финансированию. И это нормально.
- Есть риск с дорожно-транспортными?
- От ВТБ ждем в ближайшие дни подачи частной концессионной инициативы по ШМСД, возможно, уже в мае. По трамвайным линиям есть поручение вице-премьера Дмитрия Григоренко. Надеюсь, по нему к чему-то придем уже осенью.
- В целом как оцениваете ситуацию? Почти год прошел…
- Не могу сказать, что ситуация идеальная, были года получше. Но и время сейчас специфическое, у инвесторов могут быть сложности с поставкой санкционного оборудования. В целом, объем инвестиций вырос и за прошлый год (на 12%), и за первый квартал этого года. Так что все довольно бодро идет, - уверен собеседник.