Рынок аэросъёмки осторожно отреагировал на закрытие неба Петербурга и Ленобласти для дронов. "Птичек" с моторчиками и раньше-то нехотя в него пускали.

Два беспилотника 3 мая с огоньком врезались в купол Сенатского дворца в Кремле, а через час-другой последовал региональный парад запрещений дронов. Вначале стало известно, что до 15 мая квадрокоптерам нельзя летать в радиусе 150 километров вокруг Петербурга, следом губернатор Дрозденко запретил дроны над Ленобластью, а к концу дня своё небо для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) закрыли под сорок субъектов.

47news обзвонил тех, кто так или иначе зарабатывает на дронах и на аэросъёмках в двух соседних регионах. "Караул" и "Всё пропало" никто из собеседников не кричал. Участники рынка признают, что он довольно дикий, а летать приходится в условиях неопределённости.

В НПЦ "РКИС", который на прошлой неделе совместно с ДОСААФ открыл первую школу по обучению управлению БПЛА, упрощённо делят современных летающих на три категории. Во-первых, есть наши и иностранные туристы с маленькими, но модными китайскими дронами от Mavic и Xiaomi. Их пилоты слабо разбираются, а, как правило, не разбираются в законодательной базе и не имеют понятия, где можно летать, а где нет. Если держать в уме столичные события, то их квадрокоптеры не опасны, в том смысле, что притащить серьёзные проблемы они не могут, но способны утащить информацию. Вторые - профессионалы, которые занимаются киносъёмками, геодезией, съёмками городских, корпоративных и свадебных мероприятий. У них техника серьёзней. К третьей категории можно отнести людей, которые в принципе пытаются учиться летать, например, чтобы "поехать за ленточку" с определёнными навыками и умениями.

- Ситуация абсолютно понятна. Это как с пандемией. Начался ковид, надо это принять и попытаться работать в новых условиях дальше. Или, вспомните, что было несколько лет назад с рынком средств индивидуальной мобильности: гироскутеры, электросамокаты и прочее. Никто не знал, что с ними делать, как регламентировать. Сейчас потихоньку эту историю начинают легализовывать. С дронами тоже самое, только это вещь пострашнее. По сути, это техническая игрушка, оставим за скобками геологоразведку, а спецоперация показала, что игрушка превращается в оружие. Последствия соответствующие,  -  рассказал директор НПЦ "РКИС" Андрей Иванов.

Те, кого принято причислять к "профессионалам", говорят, что  комьюнити в Петербурге и Ленобласти насчитывает максимум 12-15 юридических лиц. В целом терминология и ценообразование пришли из кинобизнеса. Серьёзные заказы принимаются посменно. Одна смена — 8 часов. Другое дело, что сегодня на рынке невероятный демпинг. С каждым днём количество пилотов увеличивается, и каждый готов предложить цены ниже.

- У меня заказ сорвался, и не потому что небо закрыли. Есть большой киношный дрон — 60 тысяч рублей смена. Теоретически он всё это время в воздухе, но, понятно, что в таком режиме коптер никто не использует. Отзвонился посредник, говорит: "Нашли дешевле". Рухнул рынок, да и рынком-то его назвать сложно. Вот охранник из магазина купил себе дрон и считает, что за 3-4 тысячи рублей он на полётах может себе заработать. О другом он не думает. А я половину из 60 тысяч вкладываю в обслуживание техники. У меня же все просчитано. Проверка датчиков, моторов, аккумуляторы. Я в цену риски закладываю. Его заглушить могут, ветром унести, он на проводах может повиснуть, в птицу влететь, -  собеседника 47news, пилота серьёзного квадрокоптера по имени Илья, больше возмущала конкуренция со стороны неофитов, чем анонсированные запреты.

При этом опрошенные 47news эксперты отмечают, что если несколько лет назад на больших городских мероприятих в Петербурге и Ленобласти в небе могло быть несколько десятков маленьких и больших квадрокоптеров, то сегодня такого уже нет. Центр мегаполиса на период тех же парадов основательно глушится. Подавить туристический дрон, который летает на самых простых диапазонах, не составит труда.

- Довелось быть с "птичкой" в центре Петербурга, когда гуляли день ВМФ. Служивые пригнали свою станцию РЭБ и так её откодировали, что в радиусе 300 метров сплошная тишина была. У меня пульт не мог дрон найти, хотя он в ногах лежал. А были времена, когда с тобой с десяток мелких Mavic летали и ты между ними маневрировал, - помянул прошлое ещё один из собеседников.

Что касается получения разрешений на полёты, то тут, как рассказывают участники рынка, тоже всё просто и сложно одновременно. Главное — зарегистрировать дрон в Росавиации. После приобрести страховку. Следом подать заявку через приложение "Небосвод". Там прилично пунктов, и если хоть один нарушен — то отказ. Понятно, что к аэропорту не приближаться на 5 км, а выше 120 метров не подыматься. В последнее время приложение отвечает отказами.

- Понятно, что если заказы на съёмку будут приходить от железной дороги, углеводородных монополий, федеральных ведомств, региональных агентств, то такой заказчик найдет возможность согласовать себе полёты, а в остальном... Небо и раньше-то для нас не было особо открыто. Мы и так понимали, что за нами следят, так и любому здравомыслящему человеку это понятно. Едешь на съёмку и думаешь, что на этот раз: штраф, взятка или госизмена, - попытался заглянуть в будущее еще один владелец дронов по имени Сергей.

Александр Калинин,
47news

Если в Петербурге запрет на полёты квадрокоптеров действует пока до 15 мая, то в Ленобласти пока не определили точную дату закрытия неба. Однако оговорено, что исключением станут работы "по специальному разрешению для обеспечения безопасности объектов инфраструктуры: транспортных путей, линий электропередачи, нефте- и газопроводов, объектов водоснабжения и водоотведения, обнаружения лесных пожаров и контрольных мероприятий, с указанием цели, места и времени работы беспилотников и данных ответственного за эксплуатацию". Также губернатор сообщил, что в ближайшее время планируется дооснастить подразделения МВД РФ и Росгвардии РЭБ оборудованием для принудительной посадки беспилотников, выполняющих несогласованные полеты.