Грузия в начале 2023 года более чем втрое увеличила экспорт легковых автомобилей в Россию, а также в несколько раз — в страны ЕАЭС, пишет "Коммерсант".

Грузия нарастила экспорт легковых автомобилей в Россию, Армению, Киргизию и Казахстан, следует из данных ее таможенной статистики. Так, поставки в Россию в январе—феврале 2023 года составили 978 автомобилей на $13,5 млн против 209 машин годом ранее. В Казахстан — 2,6 тыс. машин на $51,5 млн против 935 штук годом ранее, в Армению — 2,8 тыс. машин (почти $50,2 млн) против 365 машин, в Киргизию — 1,3 тыс. на $43,2 млн против 423.

В самой Грузии автомобили не выпускаются, однако страна активно импортирует их.

Так, за тот же период из США было ввезено 8,2 тыс. машин на $97 млн, хотя годом ранее объемы были больше — 11 тыс. машин. Поставки из Германии в Грузию также незначительно упали: в начале 2023 года было ввезено 1,3 тыс. машин ($29,2 млн), что на 333 автомобиля меньше, чем годом ранее. Из данных невозможно понять, речь идет о новых (возрастом до трех лет) или о подержанных автомобилях.

Для сравнения, в допандемийном 2019 году Грузия реэкспортировала 9,7 тыс. автомобилей на сумму $59,8 млн за весь год.

Как объяснил аналитик независимого агентства Nation.ge Давид Авалишвили, из Грузии непосредственно в Россию реэкспортируются автомобили низкой ценовой категории, не подпадающие под санкции. Напомним, запрещены поставки в РФ машин стоимостью свыше €50 тыс. из ЕС, а также легковых автомобилей из США. Собеседник Ъ уверен, что бурный рост реэкспорта машин в Армению, Киргизию и Казахстан "наверняка объясняется тем, что оттуда автомобили направляются в Россию". Но Грузия, как отмечает эксперт, при этом не нарушает западных санкций: машины, под них подпадающие, отправляются в третьи страны. Впрочем, из статистики следует, что автомобили высокой стоимости (в среднем $33 тыс. за штуку) поставляются в Киргизию, а средняя стоимость отправляемых в Казахстан и Армению машин несколько ниже ($18—20 тыс.).

Автомобильный эксперт Владимир Беспалов не исключает, что часть машин, экспортированных из Грузии в ЕАЭС, попадают в Россию. Однако он считает, что здесь сложно говорить о новом налаженном канале поставок, называя этот всплеск локальным кейсом: "Скорее, профессиональные продавцы или посредники видят возможности заработать на таких поставках".