Два десятка проектов для метрополитена стали неактуальны из-за медлительности чиновников. Теперь платить заново. 47news нашел ответы.
По данным 47news, 9 февраля руководитель комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Петербурга Александр Федотов провел совещание под условной повесткой: "Что делать с проектированием метро?".
Тем временем КРТИ подал уже 11 исков в арбитраж к проектному институту "Ленметрогипротранс" (ЛМГТ). Чиновники оспаривают недавние отказы от исполнения контрактов на проектирование объектов метрополитена. Финансовая часть исков потянет примерно на полмиллиарда рублей. Всего же претензий будет около 20-ти, полагают в правительстве.
Укрупненно объекты делятся на перегоны, вестибюли станций с наклонным ходом и инженерную подготовку. О невероятной тягучести метростроения в Петербурге написаны сотни статей - меняются губернаторы, вице-губернаторы, руководители комитетов, но без толку. Александр Беглов сгоряча анонсировал 89 новых станций. Выяснилось, что речь в целом об объектах инфраструктуры. Недавно градоначальник уточнил - до конца 2024 года откроются три станции. (В Москве 14 штук в 2023 году.)
Иски КРТИ касаются контрактов, заключенных, простите, в 2013-2017 годах. До стройки так и не дошло, а теперь проекты требуют актуализации. Например, срок инженерных изысканий и технических условий равен 2-3 годам. Проекты необходимо подогнать к изменениям в строительных нормах и ГОСТах.
КРТИ требует от института продолжить работы по проектированию. В ЛМГТ заявляют, что заказчик не выполнил условия - не разработал проекты планировки территории (ППТ). Без этого нельзя пройти Главгосэкспертизу. Еще нюанс - работы в большей части оплачены, оставшаяся часть - после прохождения экспертизы. Повторимся, без ППТ ее не пройти.
ППТ - документ, устанавливающий зоны размещения объектов, строительство которых может быть разрешено на определенной территории.
Позицию проектировщиков поддержали в УФАС, куда чиновники сообщили о неисполнении контрактов. Антимонопольщики не стали включать ЛМГТ в реестр недобросовестных поставщиков.
КРТИ не сдался и попытался наложить обеспечительные меры по своим искам. И весьма нетривиальные: до рассмотрения по существу комитет просил пресечь "нежелание подрядчика исполнять обязательство по контракту и не допустить утрату уже выполненных и оплаченных работ". Иначе, они "потеряют актуальность, что приведет к увеличению сроков выполнения работ". Хочется добавить - давно уже потеряли и увеличились.
Суд вежливо ответил, что подрядчик имеет право на односторонний отказ, сроки прошли, контракты расторгнуты. А значит - обеспечительные меры бессмысленны. И видимо, судья была в хорошем настроении. Добавила, что принудительный труд запрещен второй частью статьи 37 Конституции РФ, юрлица вольны и заставлять их работать противоестественно.
Все это занятно, но по факту заявленные градоначальником планы врезались в отсутствие проектов. Без них стройка новых станций невозможна.
По словам замгендиректора ЛМГТ Сергея Ветлугина, разорванные контракты были старинные, некоторые решения выполнить уже нереально. (Кстати, Ветлугин вице-губернатор Петербурга при губернаторе Владимире Яковлеве.)
- Надо расторгаться и начинать заново. Безусловно, это стоит денег и времени, но работать-то надо.
- Сколько времени понадобится на "заново"?
- Если в апреле объявить конкурсы, то от нескольких месяцев до года. А параллельно просудиться.
- Государство дважды потратит деньги?
- Не совсем. За счет уже выполненных работ контракты будут дешевле.
К слову, основным конкурентом ЛМГТ является московский Метрогипротранс. Представитель компании в Петербурге Кирилл Котов отказался от беседы.
Единственным поставщиком на проектирование и строительство метро Петербурга определено АО "Метрострой Северной Столицы", где акционеры город и ВТБ. Компания привлекает подрядчиков на допсоглашения к своему основному договору. Но слово "единственный" означает лишь то, что КРТИ может привлекать МСС без конкурса. То есть, правильнее назвать статус "привилегированным". Само же КРТИ тоже имеет право проводить конкурсы, но пока этого не делает.
"Дисциплины было бы значительно больше. Финансирование из бюджета поддается более строгому контролю. То же самое со сроками. Есть разница, когда стратегические задачи на миллиарды выполняет власть города, а не акционерное общество, которому можно лишь советовать", - говорит один из чиновников.
Но пока в КРТИ избегают непривычных телодвижений. В МСС от комментариев воздержались.
47news связался с председателем КРТИ Александром Федотовым и задал вопрос, почему его комитет избегает самостоятельности.
- Работа ведется, где-то - согласование, где-то - подготовка, - четко ответил он.
- Извините, но что это значит? - уточнил 47news.
- 44-ФЗ - не такой простой...
- Почему столько проектов сгинуло из-за неготовности ППТ? Вам же тоже этот вопрос нужно будет решать.
На это Александр Федотов ответил, что много работает, порой до полуночи: "Спросите у охраны".
Нельзя сказать, что планов на проектирование нет совсем. Впервые в этом году в бюджет "Магистрали Северной Столицы" заложено финансирование на проектирование шести объектов.
Что касается совещания у Федотова, то оно было скорее ознакомительным. Говорят, решили встретиться на следующей неделе. Пока же получается, что чиновники пристальнее смотрят в неактуальное прошлое.