Областные приставы запретили крупнейшему в России рыбному холдингу "Норебо" менять свои же данные в ЕГРЮЛ. Бизнесу полезно знать, из-за чего можно отхватить такую боль.
Судебные приставы Ленинградской области завершили 2022 год сокрушительно - отстояли право запрещать регистрационные действия компаниям, которые покупают активы у должников. Вот никто и не заметил, как возможность менять собственные данные в ЕГРЮЛ потерял крупнейший в стране рыболовецкий консорциум в лице мурманского АО "Норебо холдинг" миллиардера Виталия Орлова. Он приобрел у ленинградской "Пеллы" промышленную площадку в Колпино. Это крупнейшая судостроительная сделка прошлого года, но в "Норебо" не учли: "Пелла" платит долги, только когда нет другого выхода. Приставам это известно не понаслышке.
Первая в России рыбопромышленная компания "Норебо" Виталия Орлова (121-е место в Forbes за 2021 год с состоянием в $1 млрд) основана в 1997 году в Мурманске. По данным "Ведомостей", в 2018 году она выловила 618 тысяч тонн рыбы (12% общероссийской добычи), текущие объемы добычи компания не раскрывает. По данным СПАРК, выручка АО "Норебо холдинг" (специализируется на вложениях в ценные бумаги) за 2021 год составила 7,8 млрд.
За несколько часов до боя курантов 31 декабря Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области опубликовал решение, где подтвердил: Кировский районный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленобласти справедливо наложил запрет на регистрационные действия "Норебо холдинга". Соответствующее постановление датировано концом июля и содержит ссылки на 9 исполнительных производств, возбужденных по результатам судебных процессов, где роль должника играет АО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла", а вовсе не "Норебо". Выглядит абсурдом, если не знать два обстоятельства.
Сумму долгов "Пеллы", столь хитроумным способом взысканных кировскими приставами, можно оценить приблизительно. Из 9-ти ссылок на судебные процессы, в рамках которых возбуждались исполнительные производства, номера дел указаны лишь в 6-ти. Там суммарная задолженность составляет примерно 63 млн рублей.
Во-первых, как раз тогда "Норебо" вошел на судостроительный рынок Ленобласти - приобрел ООО "Пелла-Стапель", чей актив - верфь на Ленинградском шоссе в Колпино. Сделка завершилась в декабре, когда "Норебо" получил 100% ещё одной "дочки" "Пеллы" - ООО "Пелла СК", учреждённого путём выделения из материнской компании.
Во-вторых, у "Пеллы" и её "дочек" есть давно замеченная особенность - там отдают долги только когда совсем уж нет другого выхода. В прошлом феврале мы описывали три таких случая - компания отдавала долги только под угрозой запуска процедуры банкротства. И кировские приставы поймали момент.
После продажи актива в Колпино они узнали о планах выделения из материнской "Пеллы" нового юрлица - "Пеллы СК", и запретили "Норебо холдингу" совершать любые действия с собственными данными в ЕГРЮЛ. Это лишило его возможности зарегистрировать право собственности на выделенную компанию. В результате сделка зависла. И "Пелла", надо полагать, оказалась перед выбором: отдать долги или получить головную боль в виде незавершенной сделки с "Норебо". Никто же не заплатит за актив, если он не продан с соблюдением договоренностей.
- Ленинградские приставы наложили запрет на регистрационные действия "Норебо холдинга" из-за долгов "Пеллы", но сегодня этот вопрос решен: долги отданы, ограничения сняты, - успокоил журналиста 47news заместитель директора УК "Норебо" Сергей Сенников.
- Зачем же вы обратились в суд, раз всё в порядке?
- Потому что это беспрецедентные действия со стороны судебных приставов. Но я могу их понять - они видят, что происходит реорганизация, и им нужно воспользоваться ситуацией, чтобы заставить должника расплатиться, - как показалось, со сдержанным раздражением отдал должное смекалке приставов топ-менеджер.
Лев Годованник для 47news