COVID-19 лишил стабильности последнюю отрасль - добычу рыбы. Всё было хорошо несколько минут, но главный рыбак России успел прикупить площадку в Колпино.
Глава Росрыболовства Илья Шестаков утром 4 марта мог с уверенностью назвать себя единственным высокопоставленном чиновником, рассказывающим честный позитив - об успехах рыбопромышленников и о том, как этому не мешают даже санкции. Все так и было, но лишь несколько минут. Пока он рассказывал о позитиве на координационном совещании с руководителями крупнейших предприятий рыбохозяйственного комплекса страны, его подчиненные объясняли журналистам, почему китайские порты закрылись для российских рыболовецких судов. Оказывается, из-за вспышки COVID.
Впрочем, главу Росрыболовства вряд ли можно упрекнуть в позерстве. Скорее всего, чиновнику просто не успели доложить. Ведь, время в портах Далянь и Циндао, где все произошло, опережает московское на пять часов. К тому же, в этот временной сдвиг почти уложилось событие, которое не имеет никакого отношения ни к санкциям, ни к пандемии. Крупнейший в стране рыбопромышленный холдинг "Норебо" приобрел петербургское ООО "Пелла-Стапель", чей актив - верфь на Ленинградском шоссе в Колпино. "Пелла-Стапель" - бывшая дочка единственной в регионе частной верфи "Пелла", которая с прошлого лета принадлежала члену совета директоров "Пеллы" Вадиму Подосочному. С 4 марта 100% долей компании принадлежат АО "Норебо холдинг".
Крупнейшая в России рыбопромышленная компания "Норебо" миллиардера Виталия Орлова (121-е место в рейтинге Forbes за 2021 год с состоянием в $1 млрд основана в 1997 году в Мурманске. По данным "Ведомостей", в 2018 году она выловила 618 000 тонн рыбы (12% общероссийской добычи), текущие объемы добычи компания не раскрывает.
Заместитель ООО "УК Норебо" Сергей Сенников сообщил журналисту 47news, что сделка совершена в рамках стратегии компании на создание собственного судостроительного и судоремонтного дивизиона, и эта покупка - вторая такого рода. Чуть ранее "Норебо" приобрела судостроительное предприятие в Петропавловске-Камчатском, где у холдинга свои рыбопромышленные производства. Представитель "Норебо" говорит, что на данный момент у верфи в Колпино восемь неисполненных заказов, два из которых - от нового владельца. По его словам, в первую очередь, планируется достроить эти суда, а потом уже думать о дальнейших планах. Сумму сделки он раскрывать отказался, сославшись на то, что она будет полностью закрыта только летом, а на текущий момент из-за сложного финансового состояния материнской "Пеллы" больше напоминает не покупку, а инвестиции. ("Пелла" на редакционный запрос промолчала).
Происшедшее - первая крупная сделка в Ленобласти с момента кризиса экономики, связанного со спецоперацией на Украине. При этом Сергей Сенников подчеркнул - большая часть продукции "Норебо" ориентирована на российского потребителя. Впрочем, когда китайские порты закрывались для российских рыбопромышленников в 2020 году из-за пандемии, деловые СМИ писали, что "Норебо" не особенно заинтересован в рынке сбыта Поднебесной, потому как в Китае предпочитают потрошеную рыбу без головы для дальнейшей переработки. "Норебо" же перешла на изготовление филе, что для неё рентабельнее.
Справка:
У "Норебо" собственные рыбодобывающие структуры в Петропавловске-Камчатском и в Мурманске, промыслы в северной и центрально-восточной Атлантике, на юго-востоке и северо-западе Тихого океана, рыбоперерабатывающие фабрики в Мурманске и в Московской области, морской терминал "Сероглазка" мощностью 1,2 млн тонн в год в Петропавловске-Камчатском и строящийся терминал "Ударник" в Мурманске. В Петербурге у "Норебо" работает морская транспортная компания ООО "Арктик шиппинг" с выручкой за 2020 год в 1,4 млрд рублей. У компании около 10 судов, которые занимаются транспортировкой рыбопродукции с промыслов в северной Атлантике в порты Петербурга и Мурманска. Выручка АО "Норебо холдинг" за 2020 год составила 7,8 млрд рублей.