Суд в Гатчине назвал незаконным призыв по мобилизации христианина. А 47news уточнил аргументы. Самое мудреное в таких делах - убеждения.

Если обойдется без апелляций, то после 30 декабря домой отправится 23-летний Павел Мушуманский. Накануне суд в Гатчине удовлетворил его иск к районной призывной комиссии.

Впервые в России незаконным признан призыв по мобилизации человека, которому надеть форму, взять в руки оружие и выстрелить не позволяют убеждения, подчеркнул 47news адвокат истца Александр Передрук. В случае его доверителя речь о религии, ведь Мушуманский - евангельский христианин.

- Убеждения в суде в принципе доказать невозможно, их можно только изложить, - начал объяснять он, как удалось защитить верующего.

Из рассказа юриста выходит, что судье Марине Гиренко хватило характеристик от представителей общины и опроса истца и его матери. Она рассказала суду, что в большой семье четверо детей, из которых Паша - младший. Родители держатся той же веры, поэтому сын в евангельском христианстве с рождения.

- Также мама доверителя сообщила, что один из старших братьев Павла проходил воинскую службу, о чем впоследствии пожалел. А его отец, например, отказался от воинской службы в 1990-х, тоже по религиозным соображениям, - добавил Передрук.

Что касается характеристик  от единоверцев, то суду была предъявлена справка о том, что мобилизованный Мушуманский регулярно посещает богослужения, участвует в обрядах и соблюдает религиозные традиции. Среди аргументов об образах жизни праведника перечислены эпитеты "отзывчивый" и "трудолюбивый".

- У них вся семья религиозная, евангельское христианство точно исповедуют родители и Павел, насчет других детей не знаю, - как смог, рассказал о семье адвокат.

Евангельское христианство близко к протестантству. В России распространяется с XIX века, его сторонники живут тихо. Аудитория в Гатчине, судя по соцсетям, около 300 человек, а в новостях последний раз упоминались в связи с претензиями прокуратуры: в Волосово миссионеры проповедовали без подписанного договора аренды.

Сама история евангелиста началась через три дня после объявления частичной мобилизации. Как рассказал адвокат, поздним вечером 24 сентября в дом семьи Мушуманских постучали повесткой.

- Он, как ответственный человек, на следующий день вместе с отцом поехал в военкомат, рассчитывая рассказать о своих убеждениях. Объяснить, что мировоззрению противоречит воинская служба и стрельба в людей. Но не получилось, - говорит юрист.

- Что Павел делает, пока другие мобилизованные проходят обучение по стрельбе и другим навыкам?

- Пока просто находится в расположении части, не надевает военную форму, не берет в руки оружие. Ему разрешено присутствовать на заседаниях, так что вчера еще раз пояснил свою позицию суду.

47news было чертовски интересно узнать, как относятся к миролюбивому христианину командование и сослуживцы. Но защитник заверил: эту тему с подопечным не обсуждал, а контактами делиться не уполномочен. Через адвоката корреспондент 47news передал близким Павла просьбу связаться с редакцией.

Исковое заявление подано в октябре, изучали его почти пару месяцев. Наш собеседник также полагает, что железобетонным аргументом на заседании стала альтернативная гражданская служба, которую Мушуманский проходил в 2019-2021 также в связи с вероисповеданием. Получив техническую специальность в одном из районных колледжей, Павел отправился в психоневрологический интернат в Кингисеппе. Там, по словам защитника, работал оператором стиральных машин: загрузка, запуск, сушка, доставка пациентам.  Возможность замены прописана в Конституции. В схему с текущей альтернативой недавно внесли правки в  Госдуме и в Совфеде.

- Павел не нигилист, от своих обязанностей не отказывается. Если государству он очень нужен, то готов проходить альтернативную гражданскую службу, - говорит Александр Передрук. - Пока же мы имеем правовую позицию, зафиксированную в судебной практике. То есть признаны основательными убеждения, которых человек придерживался во время необходимости срочной службы. Безусловно, в течение жизни взгляды меняются, но таким людям доказывать позицию сложнее.

На слуху еще один случай, из Петербурга. Мобилизованный Кирилл Березин сначала тоже требовал признать призыв по мобилизации незаконным. В воинской части он тоже рапортовал о религиозных убеждениях, что не позволяют взять в руки оружие. Получив отказ, в апелляции настаивал на замене альтернативной гражданской службой. Санкт-Петербургский городской суд жалобу удовлетворить отказался.