Силовики объяснили, какой новый транспорт сможет оказаться на дорогах. 47news спросил о последствиях крупные сервисы и продавцов электроколес. 

В МВД уточнили "Ъ" суть новых правил дорожного движения, что вступят в силу 1 марта. В первую очередь они касаются электросамокатов с техническими характеристиками выше средних: мощностью больше 250 Ватт и максимальной скоростью выше 50 километров в час. Если коротко, то владельцев таких "монстров" приравняют к пилотам мопедов и мотоциклов.

Опрошенные 47news представители сервисов по аренде электросамокатов уверены, что их новые правила не коснутся. В том смысле, что установка дополнительного оборудования не потребуется.

- У нас четко прописаны условия аренды, а скорость самокатов регулируется программно - не больше 25 километров в час. Этикет на высоком уровне, а инфраструктура хорошо развита, в городе появилось много велодорожек. В целом изменения в правилах считаю логичными, особенно в части наказания за поездку нетрезвым, - прокомментировал владелец франшизы кикшеринга To Go в Гатчине Кирилл Кривошеин. В столице Ленобласти у него под сотню электросамокатов.

В компании Whoosh сообщили, что мощность всех их самокатов ограничена до 250 Ватт, а скорость системно не выше 25 километров в час. Пользователи подписывают договор-оферту с условиями безопасного перемещения, в котором обозначены дополненные правила дорожного движения.

"В обучающих материалах мы всегда рекомендовали выбирать для движения  велосипедную дорожку, если ее нет — тротуар (где приоритет у пешехода), и только в исключительных случаях - обочину дороги. На переходах — спешиваться. Возраст пользователей мы ограничиваем — старше 18 лет, - рассказали 47news в компании. По улицам Петербурга катаются ее 9000 электросамокатов, в Москве - 15000. - При этом все самокаты оснащены тремя видами тормоза, фарой, которая включается автоматически в темное время суток, подсветкой, катафотами, индивидуальным номером. После вступления в силу новой редакции ПДД правила станут обязательными для всех, в том числе и для владельцев частных самокатов". 

Представители сервисов Urent, "Молния" и Яндекс Go на вопросы 47news на момент выхода публикации не ответили.

По новым правилам, скорость всех электросамокатов мощностью меньше 250 Ватт будет ограничена 25 километрами в час, выезжать на дорогу смогут водители старше 14 лет. Более мощные войдут в один класс с мопедами и мотоциклами. Для управления нужны права категории М или А. Нарушителей инспекторы ГИБДД смогут отправить на медицинское освидетельствование, штрафовать по статьям Кодекса об административных правонарушениях, а также добиваться лишения водительского удостоверения в суде. Правда, для этого самокаты должны соответствовать требованиям техрегламентов Таможенного союза. То есть иметь фары ближнего и дальнего света, фонари, тормоза, стоп-сигналы и боковые зеркала.

- У самокатов, которые используются в кикшеринге, фонари светят метров на сто. К тому же, на корпусе установлена дополнительная подсветка. Так что новые правила касаются тех, кто покупает мощные самокаты, выезжает на дорогу и катается со скоростью выше 60 километров в час. То есть речь о частных покупателях, - полагает руководитель кикшеринга Кирилл Кривошеин из Гатчины.

В рознице диапазон цен на электросамокаты с указанными техническими параметрами - от 40 до 260 тысяч рублей. Модели отличаются весом, наличием сидений и емкостью аккумуляторов.

- Большинство водителей электросамокатов не имеют прав, например, на управление мотоциклом. Так что ждем спада продаж в следующем сезоне, - дали прогноз в метербургском магазине "Скутер СПб", оценив нынешнюю долю мощных электросамокатов  в 80 процентов. 

В выборгском магазине электротранспорта Gadget Go изменения в правилах встречают стойко. Снижения спроса не ждут, ведь покупатели в основном шли за теми же моделями, что используются в кикшеринге.

- Модели мощных самокатов, которые сейчас выходят, уже оборудуются поворотниками, тормоза передние-задние, либо все вместе. Боковых зеркал нет, их приобретают отдельно. Стоят максимум 1000 рублей, - оценили модернизацию ритейлеры.

Сообщество поклонников электрического транспорта от новых правил ожидаемо не в восторге. Бурлят еще с октября.

"Жалобы в основном на прокатные самокаты, но кошмарят частных собственников", - возмущался завсегдатай форума ElectroClub.

"Ох, не дай бог доберутся до нас. Я и электросамокат купил, потому что прав лишили за пьянку два года назад, а восстанавливать их не хочу, не нужны просто. Езжу только по тротуарам... Удобно, как ни крути", - поддерживает другой поклонник электросамокатов.

Как ни крути, но в поле зрения силовиков электросамокаты попали после серии резонансных ДТП. В прошлом году после наездов на пешеходов в Петербурге возбуждено шесть уголовных дел, город временно остался без кикшеринга. Официальная полицейская статистика в 2022-м за первое полугодие зафиксировала 370 ДТП с участием средств индвидуальной мобильности. 382 человека получили травмы, шестеро погибли. Петербург по количеству аварий второй после столицы - 57 ДТП против 94 в Москве.

Собеседники 47news на рынке электросамокатов не исключили, что в будущем техника может рассредоточиться по нишам.  

- То есть будут отдельные категории самокатов для тротуаров и парков и отдельно ближе к мопедам, как вид транспорта, - предположили в одном из магазинов.

- Формулировки новых правил можно трактовать по-разному. Например, попадаю я под действие ПДД, если еду по тротуару? - прокомментировали в магазине "Скутер СПб". - Непонятно также, как быть людям, которые покупали мощную технику на протяжении последних пяти лет. Думаю, десятки тысяч проданы. Теперь этот фарш надо назад провернуть и сказать, что они не имеют права на них ездить?

В целом собеседники согласились, что могут последовать новые уточнения. До марта их можно сформулировать без спешки.