Протекающий люк престижного "Лексуса" довёл до такого суда, что японского автогиганта просят обождать с уходом из России. Прозвучало даже слово "арест".

Как стало известно 47news, председателю Ленинского районного суда Петербурга на рассмотрение поступило заявление о необходимости наложить обеспечительные меры на запрет о внесении записи о ликвидации ООО "Тойота Мотор", а попутно и наложить арест на имущество компании.

"Тойота Мотор" - прописанная в Подмосковье дочь всем понятной японской автогодзиллы, но именно к ней девять лет назад присоединили петербургское ООО "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия", более известное как завод "Тойота" в Шушарах. Собственно на немаленький шушарский участок с производственным комплексом, где в течение полутора десятка лет собирали Camry и RAV4, и считает необходимым наложить арест истец. Как следует из заявления, им является петербургский юрист Дмитрий Танаев.

Как выяснил 47news, в своём зачине судебное разбирательство отечественного законоведа и иностранного автопрома не имело точек соприкосновения непосредственно с шушарским заводом. Однако в ходе процесса история выдала замысловатый зигзаг, напоминающий иероглиф "Уширо Гери", то есть скрытый удар пяткой.

Пару лет назад петербургский юрист приобрел у официального импортёра "Тойота" за три с половиной миллиона рублей новый Lexus ES 350. Но премиум-автомобиль оказался капризным механизмом. В частности владельца иномарки тревожила дождевая вода, проникающая в салон через уплотнитель люка крыши. Как следует из иска, четырежды хозяин машины обращался к официальному дилеру за помощью в исправлении дефекта. Уплотнители заменяли, а один раз даже переустановили бывший в употреблении люк, но непогода каждый раз вновь и вновь тревожила престижный салон. Как итог — обращение к специалисту для проведения экспертизы и последующее обращение в суд. В процессе судебного разбирательства потребовался ещё один аудит. Эксперт квалифицировал выявленный дефект как производственный. Зато в исковом заявлении возникла внушительная цифра о взыскании 23,2 млн рублей. Здесь и товар ненадлежащего качества, и разница между покупной и рыночной ценой, и неустойка, и компенсация морального вреда, и прочее положенное Гражданскому процессуальному кодексу и Закону о защите прав потребителей.

Тяжба тянулась своим размеренным ходом, пока 23 сентября большая европейская "Тойота" не объявила о том, что российское ООО "Тойота Мотор" прекращает своё производство на заводе в Петербурге. Хоть Lexus с протекающим люком никакого отношения к шушарскому конвейеру не имел, но так как ООО "Тойта Мотор" выступает в процессе ответчиком, реакция истца была молниеносна. В Ленинский райсуд улетело уточнение-требование: на шушарский участок и завод — наложить арест, на ликвидацию юрлица - запрет.

47news связался с представителем юриста Танаева в "тойотовском" процессе Даниилом Одудом. Он на ходу пояснил корреспонденту, чего теперь ждать японцам из Шушар. Оказалось, что всё не так грозно, как читается по бумагам.

- Конечно же, никто не придёт на завод с красно-белыми сигнальными ленточками и не остановит производство. К тому же, как мы понимаем, производство и так уже остановлено. Но в случае наложения ограничений, у ответчика будут сложности в реализации имущества. Например, в выписке ЕГРН можно будет увидеть наличие обременения в виде ареста на определённую сумму по решению суда. А мы эту сумму регистрируем за собой, мы отстаиваем наше право для удовлетворения наших же требований. С другой стороны, у ответчика не исключены трудности в части реализации, аренды имущества. Но мы при всём желании не можем арестовать весь завод и земельный участок. Меры должны быть соразмерны требованиям, которые они обеспечивают. Это кодекс, - объяснил Одуд.

- А запрет на ликвидацию, он-то вам зачем?

- Это тоже одна из наших обеспечительных мер. Мы отправили в налоговую требование, чтобы заявление о ликвидации этого ООО не принималось, так как имеет место вот такой спор. Мы считаем, что в случае ликвидации данного общества, решения суда будет исполнить невозможно. Но это не означает, что завод не сможет увольнять своих сотрудников или решать хозяйственные вопросы, просто не будет факта ликвидации юридического лица.

Сам истец-юрист Дмитрий Танаев обозначил свою позицию корректно:

- Иностранцы десятилетиями зарабатывали на россиянах. Однако тенденция уйти в самый ответственный момент должна быть пресечена. Не без помощи российского правосудия естественно, - завил 47news владелец Lexus.

Что до самой престижной иномарки с протекающим люком, которая и стала причиной требований шушарских заводских арестов, то она дожидается окончания процесса в одном из петербургских дилерских центров "Тойоты".

Александр Калинин,
47
news

До тяжбы за Lexus ES 350 самым известным автомобилем, связанным с автозаводом "Тойота" в Шушарах, была первая Camry, сошедшая с конвейера петербургского предприятия в декабре 2017-го. Тогда губернатор Валентина Матвиенко буквально заставила купить это авто нового главу Сбербанка Германа Грефа. "В Сбербанке у вас теперь большая зарплата, вы можете себе это позволить", - заявила Валентина Ивановна, а Герман Оскарович был вынужден дать добро.

В настоящее время петербургский завод не имеет отдельного юридического лица и действует как филиал подмосковного ООО "Тойота Мотор", которое также занимается дистрибуцией автомобилей в России. В Шушарах выпускали модели RAV4 и Camry в рамках заключенного соглашения с Минпромторгом РФ. В начале марта Toyota приостановила производство на предприятии в Петербурге и поставки в Россию. О закрытии сборочной площадки в Шушарах стало известно 23 сентября — поле шести месяцев простоя. При этом японский автопроизводитель сообщил, что продолжит обслуживание автомобилей Toyota и Lexus и поможет трудоустроиться сокращенным сотрудникам.