За спиной 20 литров воды, а под ногами – горящие торфяники. Наш собеседник даже вел дневник, где "пнешь пенек, в внутри лава".

В Рязанской области введен режим ЧС из-за горящих 17,4 тысячи гектаров (на 26 августа). 47news нашел пожарного, который участвовал в масштабных тушениях в Архангельской области в 2011 году. В тот год леса региона пострадали больше всех на Северо-Западе – огонь охватил 6,5 тысяч гектаров.

Из Петербурга тогда направили 150 пожарных-добровольцев. Все вылетели из "Пулково-2" на борту "Ил-76" МЧС, через полтора часа были в Архангельске, где пересели в локомотив из трех вагонов. Ехали практически сутки: было больше остановок, нежели движения - пропускали грузовые поезда. Ели сухпайки.

- Наша группа из 30 человек вышла на станции "Грибаниха". Меня удивило, что там даже платформы нет - выскочили на щебенку. В метрах двадцати от железной дороги разбили большую палатку, в ней и ночевали. Лагерь располагался на той стороне, где огня не было. Его остановила насыпь, идущая вдоль полотна. Каждое утро переходили на противоположную сторону и уходили вглубь. Когда мы приехали, уже не было шквала — остались очаги глубинного тления. Нашей задачей было не допустить распространения огня. Сверху все нормально, но пнешь пенек, а внутри лава разверзается. Она могла уходить на несколько метров вглубь торфяников. Местные несколько раз проваливались под землю, поэтому мы по одному не ходили.

Всю дорогу наш тогда 25-летний собеседник вел дневник.

photo_2022-08-26_10-29-54.jpg

Записи десятилетней давности:

"Картина ужасает. Обычный зеленый лес резко переходит в выкорчеванный сухостой. Кое-где виднеется дымок – очаги тления, многие деревья повалены, некоторые прогорели внутри насквозь, осталась только кора".

photo_2022-08-26_10-24-13.jpg

Наладили быт. Готовили на костре, мылись в речке. На кухне — два кока, они не помогали в тушении, отвечали за еду. Дрова в костер подкидывали и ночью. Шестеро дежурных сновали по кухне: чистили овощи и мыли посуду. За водой для готовки ходили на речку в полукилометре от лагеря. В день по несколько раз набирали десять пятилитровых канистр. Суп и плов варили ведрами, компот тоже — его разливали по флягам. Провизию подвозили, в рационе: картошка, морковка, капуста и мясо. Иногда было особенно вкусно:

"Поужинали на славу. Наши повара постарались (несмотря на то, что это те еще лентяи). Стоит отметить, что провиант пополняли за свой счет, днем за продуктами в город выдвигался десант. Местная администрация предоставила хлеб, несколько пачек макарон и 3 кг картошки (и это на 28 мужиков) … Будь проклят тот инженер, который придумал смазывать алюминиевую посуду обильным слоем солидола. Да, металл не окисляется, но как его отмыть в полевых условиях?".

- На передовой не бреются, а у пожарных есть на этот счет традиции? – вспомнила я.
- Ги-ги-е-на. Гигиена превыше всего — иначе нас самих бы пришлось спасать. Брились у речки. Зеркал не было, поэтому друг другу помогали.

В деревню приехали в конце июля и пробыли на месте примерно десять дней. Над лесом уже не летали пожарные вертолеты. Крупные пожары в области были ликвидированы, но оставалось девять очагов. Ситуацию в этом районе, Онежском, осложнял сильный ветер и засуха. У каждого пожарного было по ручному огнетушителю.

- Висит на спине, в нем 15-20 литров воды - подается через шланг с обратным клапаном. В той части, по которой прошелся верховой пожар, не было ни лесных ручейков, ни канав. Рюкзаки заправляли технической водой из ямы возле железной дороги. Ближайший ручей был в четырех километрах от полотна, если были ближе к нему, то и оттуда воду брали.

На тушение выходило две или три группы одновременно в разных направлениях. Каждая из четырех человек, одна - в резерве. Из леса уходили только, когда с темнеет — отбой с 23 вечера до 7 утра, но, бывало, просыпались раньше. Из записей:

"Проснулся в 3.50. Холодно. Ночные дежурные поддерживали костер и вскипятили воду. Выпили кофе, поели каши из сухпайка и пошли в лес. Погода значительно хуже, чем вчера. Придумали новую тактику тушения муравейников: окапывать и засыпать холодной землей и пеплом тлеющее основание. Если дерево находится в центре муравейника, то засыпать пеплом до тех пор, пока не перестанет дымить … Проснулся от того, что у костра шли жаркие дебаты на тему того, кто где служил, кому легче и чем отличаются пожарная охрана от армии".

- Как понять, где тушить?
- Шли вдоль обугленных деревьев и высматривали, откуда идет дым. Обнаружил, начинаешь раскопку, после проливка. Как закончили — идем дальше.  Днем жарища под 30 градусов, поэтому работали без головных уборов и боевой одежды. В ночи — кромешная тьма, ничего не видно и холодно: температура опускалась до восьми градусов. Под конец начались дожди, поэтому мы соорудили беседку вроде столовой, а на входе повесили нашивку с боевки "Пожарная охрана" - такой декор.

- То есть это вы еще налегке? (На фото видно, что пожарные выходили на тушение в форме и сапогах)
- Конечно. У каждого был боевой комплект, положена каска, топор и краги. В какой-то мере лес был отдушиной. В нем было прохладнее, потому что солнце не пекло. До маек не разденешься — клещи же. В кроссовках небезопасно, если провалишься, да и руки на этот случай тоже должны быть прикрыты.
- Сколько раз воду в рюкзак за день набирали?
- Раз пять до обеда, столько же после. В день километров по десять точно ходили.

У "старших" было по рации. В лесу совещались по ним, чтобы понимать, на каком участке тушить уже нечего. Связи с пожарными из других "больших" групп не было. Действия координировали лесники, которые каждое утро приезжали к лагерю по "железке" на дрезине — другой дороги до места нет.

- Они отмечали на карте обстановку: учитывали, сколько уже пройдено, какие участки еще тлеют. С нами работали добровольцы из числа местных жителей. С ними они тоже общались и отмечали, кто где задействован.

- Футбол гоняли?
- Сил не оставалось. Байки травили, на гитаре играли, песни пели — это было, конечно. В качестве досуга один раз пошли в деревню — наткнулись на церковь и старое надгробие. Общались с местными. Нас даже пригласили в баню попариться. (В записях: "Наконец теплая вода").
- А если плохо кому станет, то что?
- Не могу сказать - у нас даже не было случаев болезни "грязных рук". Есть аптечка простенькая — бинты, парацетамол и анальгин, да и все.

И напоследок: "Завтра в 16:30 снимаемся с якоря. Весь вечер лагерь гулял…До нас поезд добрался лишь к 21 часу. О, какое это было счастье. Погрузились мы за 10 минут и "помчались".

Листала записки Анна Медведева, 47news
фото из личного архива героя