Глава областного Следкома ярко выступил на тему наследия. Ведь в Петербурге по этому поводу шумит его руководитель.
Заседание правительства Ленобласти, как и было запланировано, прошло 25 августа. Один из вопросов - содержание объектов культурного наследия региона. А одним из выступающих был глава СК Ленобласти Сергей Сазин. По его мнению, власти на местах должны уделять больше внимания содержанию памятников.
- Мы не можем вам диктовать, как, мы можем только задать вопрос - почему чего-то не делается, - вкрадчиво сказал Сазин, вспомнив, что в Новой Ладоге сгорели несколько особняков - объектов культурного наследия. - Прежде всего, будем предъявлять претензии к администрациям.
Так совпало, что накануне председатель СК РФ Александр Бастрыкин задал новый стандарт - он лично приехал к особняку Салтыковой на Большой Морской улице в Петербурге, где идет снос исторических дворовых флигелей. Директора компании-инвестора Бастрыкин забрал с собой.
Генеральной темой выступления Сергея Сазина неожиданно стали километровые столбы на Дороге Жизни. Может потому, что в Ленобласти уголовных дел на эту тематику маловато - упомянутая уже Новая Ладога и дважды перевозбуждавшееся дело о музее в Коккорево. Ну ещё по мелочи.
В апреле сотрудники мемориально-музейного комплекса "Дорога Жизни" обнаружили на одном из столбов отсутствие серпа и молота. Газеты вышли с новостью. СК возбудил уголовное дело, оно на контроле Бастрыкина.
- Нам говорят, как же так - вы не можете найти виновных (здесь, возможно, речь об обеспокоенной общественности, но точно не о Бастрыкине). Но это непросто. Стали разбираться. Оказалось, что этими столбами последний раз интересовались в январе.
И тут запахло керосином.
- Вот этот самый руководитель, который выходит и говорит, что здесь поработали преступники, он оказывается с января даже проверку не организовал этих столбов, - сказал Сазин и сделал паузу. (Судя по всему, речь про директора музейного комплекса "Дорога Жизни" Юрия Щеглова. Он первым заявил о порче столба.)
Недавно в сферу внимания главы СК Александра Бастрыкина попали несколько случаев, когда в центре Петербурга сносились здания, по ряду признаков являвшиеся историческими. Обращение в Следственный комитет писали градозащитники.
Оказывается, дело о столбах расследуется полным ходом. Как выяснил Следком, еще у нескольких аналогичные повреждения. Есть ряд версий.
- Мы уже сейчас можем сказать, что дорожники там работали, привлекали тяжелую технику, чистили дороги. В общем с благими намерениями. …Может щебенка отлетала, может ковшом задели.
Здесь точно напрягся транспортно-дорожный блок.
- Так почему никто ничего не замечает? А как заметят, то шумиху поднимают, - невольно высказал Сазин свою боль от неожиданно сваливающихся новостей.
Несколько дней назад СК провел обыски в комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга.
И вновь Сазин, как показалось, чуть с обидой: "Нам говорят, мол, вы не хотите искать (интересно, кто ж такой настырный общественник). Но мы будем продолжать! Мы задаём вопросы - а почему так редко проверяли? А почему нет видеонаблюдения вообще никакого? И мы из-за этого не можем проверить версию, цеплял ковшом или нет".
Выяснилось, что на примете некий тракторист.
- Совершил или не совершил, это сложный вопрос, надо доказывать. Но почему на других столбах повреждения? - дидактически. - И никто не поднимал этот вопрос, не исправлял - риторически.
Тут померещился сплоченный коллектив трактористов-вредителей.
В финале выступления Сазин сказал то, что чиновники, чертыхаясь, не первый год обсуждают за обедом. Обычно, после очередного обыска.
- Вот и возникает у вас - следствие не дает работать нормально. Ну извините, мы следствие и идём по следу. То есть появляемся позже. Но где те, кто должен следить за сохранностью объектов? Где они были, когда рыбаки музей выселяли? Или когда особняки стояли без охраны? Мы с себя ответственности не снимаем. Но это дополнительная работа, а у нас своей хватает. Как и у вас, - сказал и точка Сазин.
Порешили на том, что к 1 декабря будет разработана инструкция, как муниципалам следить за памятниками.
К слову, в анонсе заседания Сергей Тихонович не был заявлен. В аппарате правительства рассказали, что главе СК Ленобласти специально слово не предоставлялось. С другой стороны, высказаться может любой, кто участвует и кому есть, что сказать.
Если шире, то мы, видимо, стали свидетелями смены тренда. Уже прошла мода возбуждать дела о детях, упавших с качелей, потихоньку уходит в прошлое тема дольщиков (хотя в Ленобласти еще живенько). Пожалуй, пора сотрудникам браться за изучение трудов по истории архитектуры и музейному делу.