Экс-главе комитета по транспортной инфраструктуре Смольного мощно показали, как спасение Метростроя под овации через несколько лет превращается в злоупотребление. Причину узнал 47news.

Следственный комитет РФ к вечеру 17 августа ходатайствовал в Басманном суде Москвы об аресте вице-губернатора Ленобласти по транспорту Сергея Харлашкина. Следствие вменяет ему “злоупотребление должностными полномочиями”, уголовное дело возбуждено на днях. Накануне чиновника увезли в столицу сотрудники центрального аппарата ФСБ. Причем тихо и молниеносно. 47news выяснил фабулу обвинения.

Сергею Харлашкину припомнили тот период, когда он занимал должность руководителя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга (КРТИ). В 2015 году комитет заключил госконтракт с Метростроем на строительство “Красносельско-Калининской линии” стоимостью 37 млрд рублей. (Строительство планировалось завершить летом 2022 года).

Банковскую гарантию на 5,8 млрд рублей Метрострою предоставил “Россельхозбанк”. В этом же кредитном учреждении был открыт специальный счет для финансирования строительства. Важно - деньги могли расходоваться только в рамках заключенного контракта.

Проверка “Россельхозбанка” показала, что часть платежей переводилось в пользу сторонних организаций, не связанных с исполнением контракта. Согласование этих платежей и вменяют Харлашкину, а также экс-директору Дирекции транспортного строительства Вячеславу Урусову (структура подконтрольна КРТИ). В 2018 году ДТС стало стороной контракта, заменив КРТИ.

Всего, следствие насчитало 320 миллионов, потраченных из аванса на нужды, не связанные с контрактом на строительство “Красносельско-Калининской линии”. Деньги уходили на погашение задолженности перед субподрядчиками, банками, по исполнительным листам и налоговой. Период транзакций - с весны до зимы 2019-го.

Как раз на этот период приходится острая фаза невыплаты зарплат тысячам сотрудников. Как сообщалось в мае 2019-го, трудовая инспекция насчитала около 250 млн долгов перед работниками дочерних компаний "Метростроя". Строители добивались заработанного, устраивая забастовки и собираясь возле Смольного. К концу года ситуация ухудшилась.

Заметим важный нюанс: многомиллионные иски и остальные проблемы, связанные с Метростроем, были на виду у всего города. Наложилось это на приход нового губернатора Петербурга. Как мы помним, Александр Беглов возглавил Смольный в октябре 2018 года, а уже в декабре началась настоящая забастовка. Успокаивать митингующих в городе в тот период было некому. Новый градоначальник явно не мог за пару месяцев вникнуть в ситуацию, а курировавший строительство подземки вице-губернатор Игорь Албин как раз уволился. Успокаивать пролетариат пришлось, в том числе, Сергею Харлашкину, занимавшему пост председателя КРТИ.

В декабре 2019-го Харлашкин перешел на должность врио гендиректора Метростроя с миссией вывести предприятие из кризиса. Произошло это после того как в СИЗО отправился гендиректор Николай Александров (сегодня он уже на свободе).  Совет директоров Метростроя проголосовал за кандидатуру Харлашкина после того, как Смольный пообещал решить финансовые проблемы предприятия с погашением долгов по зарплате. В частности, речь шла о переброске неосвоенных денег с "Невско-Василеостровской линии" на оплату работ по той самой "Красносельско-Калининской линии" метро в размере 500 млн рублей (маневр вполне заурядный).

Следствие видит следующую цепочку: Харлашкин письменно согласовывает нецелевые платежи Урусову, а тот дает указание банку. Понятно, что в этом участвует множество пока “неустановленных” лиц. Чиновникам ставят на уголовный вид: они хорошо понимали, что не смогут выполнить обязательств по контракту как раз на сумму нецелевых платежей. А это, логично, приведет к срыву сроков строительства и, следовательно, нарушены права граждан и государства. К слову, открытие станций упомянутой линии многократно откладывалось - теперь, речь идет о 2024 годе.   

В августе 2021 года Метрострой признан банкротом. По контракту на строительство "Красносельско-Калининской линии" он остался должен около 1,5 млрд рублей.

И здесь мощный повод-развитие: Дирекция транспортного развития предъявила "Россельхозбанку" требование о выплате банковской гарантии на сумму неотработанного аванса, а если точнее - 1,45 млрд рублей. Произошло это в феврале 2022 года. Банк, естественно, подчинился, но не смирился и посчитал, что ему нанесен ущерб, за который есть с кого спросить. И банк во всех смыслах мощный. Не стоит же напоминать, что экс-председателем правления, а теперь председателем наблюдательного совета является Дмитрий Патрушев, сын секретаря Совета безопасности РФ, бывшего директора ФСБ Николая Патрушева.

Судя по базе арбитража, 1 июля Россельхозбанк подал иск о возмещении ущерба к КРТИ, ДТС и комитету имущественных отношений. Метрострой привлечен как третье лицо. То есть, наступление по всем фронтам.

Если закруглять, то получается, что Харлашкина на данный момент обвиняют в действиях, не идущих вразрез с экономическими и политическими интересами общества, но, по всей видимости, противоречащих пунктам, записанным мелким шрифтам в договорах. Если проще и образно, это как судить полицейского, который во время погони за преступником испортил служебный автомобиль.

Кстати, история могла быть поставлена на вид чиновнику намного раньше. Осенью 2020 года Харлашкин стал вице-губернатором по транспорту Ленобласти. Это значит, что по его кандидатуре прошёлся и силовой блок, выискивая возможные подводные камни. Однако, на тот момент ничего такого не видели.

photo_2022-08-17_17-31-32.jpg пресс-служба правительства Ленобласти
Сергей Харлашкин второй справа

Кстати, в правительстве Ленобласти пока подумали и решили, что не будут избавляться от вице-губернатора. Собеседник 47news ответственно заявил, что к нему со сторону руководства региона нет никаких претензий.