Кажется, город-завод Тихвин возвращается к жизни. Подшипники реанимировали, с деньгами разберутся. Но всё до сих пор таинственно.
По информации 47news, в ближайшее время руководство Тихвинского вагоностроительного завода объявит сотрудникам о возобновлении работы с 1 августа промышленной площадки, то есть самого ТВСЗ, компаний "ТихвинСпецМаш" и "ТихвинХимМаш". Как рассказал 47news собеседник в районной администрации, ту же дату топ-менеджеры в последнее время упоминали в разговорах с чиновниками.
"Ждём с трепетом, потому что это полноценный градообразующий завод. От его работы зависит климат (психологический – ред.) во всем Тихвине", - заметил он.
Собеседник добавил, что официальной возможности вернуться в цеха ждут 7 тысяч человек, но с учетом супругов и детей цифру нужно умножать минимум на два: "У всех же собственные обязательства, кредиты, ипотеки. Это гораздо больше, чем просто рабочие места".
Напомним, главной причиной простоя был критический дефицит кассетных подшипников. С началом спецоперации иностранцы покинули производства. Как говорят собеседники 47news на рынке, к середине июля выпуск кассетных подшипников удалось реанимировать, в помощь параллельный импорт и передача ценных технологий. Подробнее не распространяются, будто боясь спугнуть.
Стоит упомянуть и загадочный флёр, которым окружён день возобновления производства. Так, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко в пресс-клубе ТАСС 28 июля сообщил, что предприятие начнёт работать полноценно только к середине или к концу августа.
"Там сейчас дело уже не в комплектующих, не в подшипнике, а в оборотных средствах: всё-таки завод стоял, деньги вымывались со счетов. Чтобы сейчас запуститься, нужно пополнение оборотных средств, деньги. Я думаю, что этот вопрос будет решен", - цитирует агентство главу региона.
Чуть ранее председатель областного комитета по труду и занятости населения Алла Астратова осторожно называла датой возобновления работы промплощадки 18 июля.
АО "Тихвинский вагоностроительный завод" не публиковало официальных отчётов за первые два квартала 2022 года. Согласно ведомостям, переданным в ФНС за прошлый, оборотные активы оценивались в 31,9 млрд рублей. Для сравнения, годом ранее фиксировали цифру в 26,9 млрд рублей. Долгосрочные долговые обязательства в 2021-м составляли 10,8 млрд рублей - на 9,7% меньше, чем годом ранее (12,8 млрд рублей).
ТВСЗ и три других подразделения - "Титран-Экспресс", "ТихвинХимМаш", "ТихвинСпецМаш" - входят в научно-производственную корпорацию "Объединенная вагонная компания" (ОВК). Это акционерное общество в отчете за первый квартал 2022-го указывало баланс в 21,6 млрд рублей и текущую кредитную нагрузку в 198,1 млн рублей.
Представители ТВСЗ детали выхода из простоя обещали уточнить позже. Не секрет, что официальным каналом коммуникации руководства с персоналом считается группа "ВКонтакте". Но в её ленте лишь масса анонсов турнира по боулингу в честь 10-летия работы завода и создания ОВК. На возвращение жизни в цеха намекает последняя публикация с расписанием автобуса-развозки на ближайший месяц.
Экономического вице-губернатора Дмитрия Ялова 47news тоже спросил о дате выхода заводчан и механизмах поддержки на случай, если возникнут проблемы с оборотами. Но чиновник был крайне лаконичен.
"Мы ежедневно работаем с заводом, но не буду комментировать решения, которые принимаются", - нагнал тумана он.
Добавим, что в момент выхода из простоя Тихвинский вагоностроительный и его сателлиты точно будут обеспечены заказами. К актуальным на май можно прибавить минимум два. Один контракт - на производство 1 494 вагонов-хопперов для перевозки минеральных удобрений. Партию повышенной грузоподъемности (каждый вагон принимает по 76,7 тонны) "Уралхим" ждет в течение года. До 2024-го партиями нужно отгрузить 5 000 люковых полувагонов для "Уральского горнопромышленного холдинга". Эта модель - самая популярная в парке российских грузоперевозчиков - больше 91 тысячи штук, или 56%. Оба контракта написаны на ПМЭФ-2022, их сумма не раскрывается.
В целом же, промышленная площадка снова забурлит на фоне общего спада производства. По данным Росстата, в июне 2022-го на рельсы встали 2 700 грузовых вагонов - на 34,4% меньше, чем в июне прошлого года. С января по июнь российскими производителями выпущено 24 900 вагонов для товарняков - на 16,4% меньше по сравнению с январем-июнем 2021-го.
Андрей Карлов,
47news
Хронология:
Тихвинские вагоностроители ушли в простой 17 мая. Персоналу сохранили социальные гарантии и платят две трети средней зарплаты (около 47 тысяч рублей). Через две недели стало понятно, что из простоя быстро не вернутся. Подшипники, в которых была главная загвоздка, устанавливаются в каждое колесо вагонной тележки и без ремонта ходят по 800 тысяч километров, срок эксплуатации - до 16 лет. Исторически детали собирали на трех заводах в самом Тихвине, Твери и Саратове с участием американского и шведского капиталов. Пока же к работе на промышленной площадке вернулся "Тихвинский сборочный завод "Титран-Экспресс". К 1 июля из 7 тысяч человек полноценно трудилась одна тысяча.