47news посмотрел, как эти полгода порты Ленобласти уворачивались от санкционной бомбежки. 

По данным Ассоциации морских торговых портов России, за первое полугодие 2022 года порты Ленинградской области перевалили 97,2 млн тонн грузов, что на 10% больше того же периода в 2021-м. Это под 24% продуктивности всех портов России и почти в 5 раз больше достижений традиционного гиганта морской логистики Балтики - Большого порта Санкт-Петербург. 

В абсолютных лидерах государственная "Транснефть" в лице "Приморского торгового порта" и подконтрольные главе "Трансмашхолдинга" Андрею Бокареву "Невская трубопроводная компания" и "Усть-Луга ойл". Замыкает тройку лидеров "РПК-Высоцк Лукойл-II" - дочка "Лукойла", единственной в РФ частной вертикально-интегрированной нефтяной компании, основным бенефициаром которой СПАРК видит Вагита Алекперова. 

В каком-то смысле успех распределен географически - "Транснефть" заливает танкеры в Приморске, компании Андрея Бокарева в Усть-Луге, "Лукойл" в Высоцке. 

Мы выделяем миллионеров грузопотока - стивидоров, переваливших миллион и более тонн. В Ленинградской области таких 12 из 17-ти. Для сравнения: в Большом порту Санкт-Петербург 19 грузчиков (так в морском бизнесе называют стивидоров), а миллионеров по итогам первого полугодия только 6. В областных портах работают серьёзные парни, посмотрим их достижения:

photo_2022-07-14_12-09-13.jpg

Но статистика суха, если состоит из одних названий. Жизненная сила любого порта не в кранах с причалами, а в грузах - без них всё ржавеет. Для понимания экономики морского бизнеса региона нам нужно видеть грузопотоки, а кто и сколько на них заработал - совсем другая история. 
Топовые грузы первых шести месяцев - нефть, нефтепродукты, уголь и минеральные удобрения. Причем, на первый взгляд всё выглядит так, будто экономических санкций со стороны Запада не было - объемы отгрузки или увеличились, или остались на прежнем уровне (млн тонн):

photo_2022-07-14_11-48-50.jpg

Выпадает из этой логики погрузка угля - но тут надо знать нюансы. С ним работают, в основном, "Ростерминалуголь" и "Новые коммунальные технологии" (НКТ) в Усть-Луге. Первый сократил погрузку в этом полугодии по сравнению с аналогичным прошлогодним с 12,3 до 9,8 млн тонн, второй с 5,3 до 3,5. 

Похожие ситуации у "Универсального перегрузочного комплекса" и "Усть-Лужского контейнерного терминала". Все они уронили перевалку угля на 20-25%. 

НКТ в конце прошлого года поменяли хозяев - компания принадлежит теперь "Русхимальянсу", она нужна ему как дополнительная площадка для строительства крупного газохимического комплекса, так что перевалка угля там - естественным образом затухающий пережиток прошлого. 

Упали показатели и специализирующегося на морской погрузке угля "Порта Высоцкий" (с 2.2 до 1,6 млн тонн). Но компания эта давно уже роняет оборот и частично перепрофилируется на перевалку зерна, что собирается начать в следующем году. 

Зато на этом рынке появился новый игрок - "Ультрамар" Андрея Бонч-Бруевича, погрузивший в первом полугодии на суда 0,7 млн тонн угля. В статистике первых 6-ти месяцев 2021 года его вообще не было - терминал только строился. 

Эксперты связывают проблемы угольных стивидоров Балтики с нарушением логистических цепочек, называют их временными и, вообще, полны оптимизма. На днях судовой брокер Banchero costa опубликовал отчет, из которого следует, что Россия по итогам первого полугодия сохранила статус крупнейшего поставщика угля в Европу - 31,5% всего европейского импорта или 18,2 млн тонн - ровно столько, кстати, погрузили за этот период на суда порты Ленобласти. 

Интересный нюанс: количество импортированного Европой российского угля за первый и второй кварталы 2022 года одинаковые, а за полугодие в целом Европа купила его у нас на 0,2% больше, чем за первые 6 месяцев в 2021 году - как будто политическая ситуация вообще не повлияла на угольный бизнес. В целом Евросоюз за эти 6 месяцев нарастил импорт угля почти вдвое, что объясняют отказом от российского природного газа. Он особенно вселяет в угольщиков оптимизм - пока санкции не прекратятся, их востребованность будет расти. 

В чем, кстати, не уверен директор по направлению "Логистика и аналитика" ООО "Морстройтехнология" Александр Головизнин:

- Мне такая статистика кажется странной. За последние месяцы просели все российские угольные терминалы в европейской части, кроме ОТЭКО, но их дополнительные 5 млн тонн не могут изменить картину российского экспорта угля в целом. И вообще, Европа заявляет о планах отказаться от российского угля, есть проблемы с флотом, с заходом во многие европейские порты… Нет, у меня нет оптимизма по поводу перевалки угля в российских портах Балтики, - заявил эксперт. 

Скачок перевалки минеральных удобрений - результат роста спроса на их морской экспорт и появления нового игрока в этом бизнесе, все того же "Ультрамара". Собственно, он и наполнил нынешнюю статистику вместе с "Европейским серным терминалом", нарастившим перевалку этого груза с 1,7 млн тонн за первое полугодие 2021 года до 2 млн за эти 6 месяцев. 

Вот тут международные санкции проявили себя в полный рост, о чем буквально несколько дней назад рассказал заместитель генерального директора по логистике компании "ЕвроХим" Денис Илатовский на конференции "Рынок транспортных услуг в условиях санкций" в Москве. 

Во-первых, отечественные порты получили, так сказать, интересный вызов в виде необходимости перевалки почти 12 млн тонн белорусских удобрений - ведь прибалтийские порты обрабатывать белорусские грузы отказались категорически. Во-вторых, те же прибалтийские порты отказались грузить на суда продукцию российских производителей, и тут тоже жестко. В 2021 году наша страна отправила морем 27,5 млн тонн минеральных удобрений, 7,7 млн из которых шли через порты Прибалтики. 

- Порядка 20 млн тонн экспорта российских и белорусских удобрений в 2022 году не имеют ясного логистического решения, - цитирует Portnews топ-менеджера "ЕвроХима". 

Применительно к Ленинградской области можно добавить, что пока дополнительных мощностей для перевалки минеральных удобрений тут нет. Но региону есть, чем похвастаться. Областные порты на 35% увеличили морской экспорт нефти и сохранили почти на прежнем уровне перевалку нефтепродуктов. Комментарии профильных экспертов завораживают. 13 июля "Ведомости" опубликовали отчет Международного энергетического агентства (МЭА). Из него следует, что в январе-июне Россия экспортировала в среднем 7,75 млн баррелей сырой нефти в сутки. Поставки в Евросоюз предсказуемо снизились на 33% (до 1,8 млн баррелей в сутки), а в Китай и Индию, напротив, выросли на 6% и 88% (до 1,8 млн и 0,8 млн баррелей в сутки соответственно). Но в июне российский экспорт нефти в Китай и Индию снизился на 175 000 баррелей в сутки по сравнению с маем. 

В этом месте отчета эксперты МЭА делают сногсшибательное дополнение: "Тем не менее, учитывая, что объемы поставок в неизвестные пункты назначения также выросли на 540 000 баррелей в сутки, слишком рано говорить о реальном падении экспорта в Китай и Индию". Понимаете: российская нефть экспортируется "в неизвестные пункты назначения". 

Про последний островок стабильности морского экспорта областных портов - нефтепродукты - рассказал автору статьи ведущий аналитик Национального фонда энергетической безопасности Игорь Юшков:

- Вообще-то, в течение первого полугодия объемы морского экспорта нефтепродуктов менялись - там заметная вполне синусоида. Не забывайте, что к концу прошлого года квота добычи Россией нефти прилично росла, так что не всё отлично - за эти 6 месяцев грузооборот мог бы быть и получше. Теперь выживут те, кто вовремя перепрофилируется с мазута на светлые нефтепродукты - дизель, бензин, керосин. Основным нашим рынком сбыта мазута были США, с 1 апреля они ввели эмбарго, и этот рынок просел. Мазут девать теперь особо некуда, на азиатских рынках он мало востребован. А спрос на светлые нефтепродукты стабилен, в их российском экспорте неприятности не предвидятся, - сказал эксперт. 

Чувствуется сдержанный оптимизм - экспорт будет, но не все смогут в нем участвовать. Что ж, это повод делать ставки. Интересно даже, кто рискнет на минеральные удобрения от Лукашенко. 

Лев Годованник для 47news