Что будет с ЦБК, как ремонтируют площадь, почему мало автобусов и кто залатает дыру в асфальте. Эти вопросы интересуют главный погрангород Ленобласти больше, чем Суоми в недружественном Альянсе.
Бесконфликтная Финляндия 15 мая официально известила, что тоже будет членом НАТО. В самом Альянсе не против прибавления в милитари-семействе. Их, финский, президент Ниинистё поговорил с нашим, российским, и предупредил. В итоге Путин назвал решение Суоми ошибкой. Разговор хоть и тяжёлый, но оказался вполне себе телефонным.
Российско-финляндская граница — это 1 300 километров. Самый-самый пограничный город на этом разломе — Светогорск. От здания администрации поселения до пункта пропуска — полтора километра, до первого финского магазина — чуть дольше. Но граница основательно на замке.
В городских паблика Севтогорска геополитическая новость №1 практически не обсуждается. Там спокойно как в сказочном Багдаде. Непростой финский выбор утонул в сообщениях про провалившийся люк на Спортивной и отходящий от стены электрощит в одном из подъездов. О том, что им совсем не до заявлений соседей, жители Светогорска и сами рассказали 47news. Главная тема приграничного города, который первый в Ленобласти потерял своего парня в спецоперации, - прощание американской компании Sylvamo с Россией. Она продаёт Светогорский ЦБК — градообразующее предприятие.
Екатерина, домохозяйка
- Паники нет, люди спокойны. Если бы был страх, то, может быть, эта тема и была главной, а так никакого страха нет. Сказали — и сказали. Посмотрите светогорские группы и паблики. Никто эту новость и не обсуждает. К главным темам отнесла бы шествие "Бессмертного полка". Он у нас после пандемии в первый раз прошёл. От Дома Спорта, по Лесной и к мемориалу. Сама помогала с реставрацией фотографий для мероприятия. Очень много внимания в этом году было к этому событию. И учителя в школе постарались. Могу сказать, что в этом году мероприятие прошло, так скажем, более трепетно.
Больше всего обсуждают тему закрытия целлюлозно-бумажного комбината. Его продают. Люди переживают. Где работать, что с зарплатой. Сам иностранный менеджмент, как я знаю, в Светогорске не жил. Иностранцы в Иматре квартировали, а к нам на работу ездили. На пункте пропуска уже давно тишина. Но кто-то ездит. По поводу ужесточения режима. В глаза бросается только одно — при въезде в город на пропускном пункте пограничники теперь с автоматами стоят. В целом — всё.
Олег, пастор
- Ничего не поменялось. Пришло НАТО или нет. У людей другие заботы. Вряд ли наша жизнь изменится в худшую или лучшую сторону. Эта тема вообще никак не подымается. Редко проскользнёт. У нас другая забота — комбинат продаётся. Кто придёт? Что с работой будет? Мы у себя молимся за благополучие, чтобы всё хорошо было. Ещё про благоустройство центральной площади говорят. В прошлом году город конкурс на финансирование работ выиграл, а на днях стали забор устанавливать, технику подгонять. А то там по сути большой заброшенный пустырь был. Но Финляндия к этому проекту никакого отношения не имеет. А что касается НАТО — это так, в стороне.
Игорь командир поискового отряда
- В городе тишина. Разговоров про Финляндию и НАТО никто не ведёт. Пару раз слышал, что наши войска могут поближе к границе перебросить. Так-то у нас одни пограничники. К ним все давно привыкли. Не сказал бы, что их больше стало. Если количество солдат в городе увеличится, то может оно и к лучшему. Будем в безопасности. Да у нас и так всё хорошо. Ничего над нами не летает. Тишина. Цены в целом не меняются. Про комбинат слышал, что американцы уходят или даже уже ушли.
Юлия, директор управляющей компании
- Тревожность присутствует, а волнения — нет. Еще до того, как Финляндия объявила, что вступает в НАТО, ходили разговоры, что наши таможенники видели у нейтральной полосы какую-то технику. Но это уровень: знакомый сообщил знакомому. Мы понимаем, что живём в приграничной зоне, и ждём усиления мероприятий. Понимаем, что пограничников должно стать больше. Но глобально тема не обсуждается. На бытовом уровне людей волнуют другие вещи. Например, у нас много кто переехал в Иматру или Лаппеенранту. Если во время истории с "ковидом" для них всё-таки были какие-то послабления при пересечении границы, то сейчас люди в Светогорск приехать не могут. Опять же на уровне разговоров - говорят про изменение отношения к русским. Если в приграничных городах это не так заметно, то в Хельсинки, Коувола — уже по-другому.
Салиха, городской активист
- Решение Финляндии никак не обсуждается. Главное — комбинат. Останутся люди или всех уволят? Кто будет новым хозяином? Основное производство — это 1 700 человек. Если комбинат закроют — нам крышка. И никакого НАТО не надо. Главное, чтобы комбинат не закрылся. К нам с него тепло идёт, это наши очистные, это вливания в поликлинику, в спортивные программы. Говорят, что на следующей неделе уже "купцы" могут приехать.
А так, в городе спокойно. Говорили, что с 11 мая погранконтроль усиливается, но, вроде, всё как прежде. Площадь начали облагораживать. Забор установили, туалеты появились. Подрядчик новый пришёл по уборке территории. Но с автобусами плохо. Маршрут 126-й на Выборг — маленькие автобусы подают вместо больших, 15-й на правый берег, на садоводство, — вместо шести на линию два выходят. А по поводу НАТО у нас никто не волнуется.
Александр Калинин,
47news
О планах владельцев - американской International Paper Company - продать бизнес Sylvamo в России 47news рассказывал ранее. О потенциальных покупателях и возможных рисках читайте в материале "Американцы продают Светогорский ЦБК. В пять раз дешевле и понятно кому".