Янки-промышленники ищут претендентов на целлюлозно-бумажный комбинат под Выборгом. В нагрузку 1700 душ штата, своя ТЭЦ и очистные. Год назад за такое давали полтора миллиарда зеленых. 47news присмотрелся к рискам и парочке покупателей.

Американский производитель офисной бумаги и упаковочного картона Sylvamo 11 мая заявил о намерении уйти из России. Смыслы уместили в три строчки официального финансового отчета за первый квартал года.

"Мы приняли решение покинуть Россию. Мы будем делать это в установленном порядке и ведем процесс продажи нашего российского бизнеса. Мы работаем над достижением соглашения и планируем завершить этот процесс в кратчайшие сроки, включая получение одобрения нашего совета директоров, а также необходимых разрешений правительства для выполнения сделки", - говорится в резюме от менеджмента.

В России от имени трансконтинентальной корпорации с июня 2002 года работает непубличное акционерное общество "Сильвамо Корпорейшн Рус". На 100 процентов принадлежит голландскому International Paper Russia Holding B.V. - "дочке" американской International Paper Company. По данным "СПАРК", оборот российского подразделения в прошлом году - 49,2 млрд рублей, чистая прибыль - 6,5 млрд рублей. Для сравнения, чистая прибыль всей корпорации только за первый квартал 2022-го - 26 млн долларов (1,8 млрд рублей по текущему курсу).

"Мы получили высокие доходы и свободный денежный поток. Ожидаем, что продолжим эту тенденцию и достигнем уровня прибыли до пандемии, даже без учета нашего российского бизнеса", - цитируют в том же финансовом отчете председателя совета директоров Sylvamo Жан-Мишеля Рибейру.

Отметим, что компания впервые заявила о желании продать бизнес в России. Двумя месяцами ранее только пугала возможной остановкой производства.

Этнографически Sylvamo сконцентрирована у нас офисами в Москве и Петербурге, а главный и самый ценный актив - целлюлозно-бумажный комбинат в Светогорске Выборгского района Ленобласти. В его штате 1700 человек. Объемы производства - 653 тысячи тонн целлюлозы, бумаги и картона, а доля в общей выручке корпорации - 15 процентов. В нынешнем непростом контексте Светогорский ЦБК уже упоминался в связи с дефицитом импортного отбеливателя и, как следствие, - резким спросом и скачками цен на бумагу. Кроме коммерческих интересов на предприятии - социальная функция. На территории комбината расположена ТЭЦ, откуда идут горячая вода и отопление в квартиры. Там же работают городские очистные сооружения.

- Если бы такая сделка готовилась в прошлом году, когда рынок был на пике, могли бы говорить о цене в полтора миллиарда, естественно, не рублей. Сейчас может опуститься и до 500 миллионов. Сами же слышали, как Тиньков дешево продал свою долю, - оценил широкими мазками один из экспертов-производителей бумаги.

По информации 47news, предложения о покупке российского бизнеса от американцев этой весной ушли трем крупным игрокам рынка переработки древесины. Один из них остался темной лошадкой, но, по данным нашего издания, над покупкой думает Segezha Group, где ключевым акционером - АФК "Система" Владимира Евтушенкова. У него состояние в 1,7 млрд долларов и 51-я строчка в рейтинге российских миллиардеров Forbes. По всей видимости, письмо в холдинг было отправлено до того, как предприниматель оказался под санкциями Великобритании, покинул пост председателя совета директоров "Системы" и передал долю сыну. К слову, у Segezha Group еще при активном Евтушенкове, в 2020-м, были интересы в Выборгском районе. На наши вопросы о текущих планах представители компании не ответили.

В марте предложение подумать о покупке получили в "Илиме", рассказал 47news собеседник, близкий к группе. Эту компанию связывают с предпринимателем Захаром Смушкиным (122-е место в рейтинге богатейших бизнесменов Forbes-2021 с состоянием в миллиард долларов) и братьями-близнецами Зингаревичами (состояние одного из них, Михаила, тот же Forbes оценил в 1,1 млрд долларов и дал 112 место рейтинга). C 2007 года 50 процентов Ilim Group - у той же International Paper Сompanу, что владеет Sylvamo. Стоимость потенциального актива там измеряют сотнями миллионов долларов.

- В "Илиме" рассчитывают купить за 300 миллионов долларов, потому что нужен ремонт оборудования на Светогорском ЦБК, а это еще сотни миллионов. Они, конечно, за эту цену не отдадут, поэтому речь пойдет о 350-400 миллионах долларов, - предположил один из участников рынка, знакомый с ситуацией. - Но ключевой вопрос - как в случае покупки получить одобрение правительства и перевести американцам деньги, речь же идет о валюте.

Тут напомним, что с 6 марта российским фирмам для сделок с компаниями из недружественных стран нужно разрешение специальной правительственной комиссии. По ощущениям бизнесменов, там не разворачивают на пороге, но и не спешат одобрять.

По словам собеседника, вряд ли возможен вариант, при котором будет зарегистрировано юрлицо в России, а управление передадут российскому менеджменту. Схемой, например, воспользовался производитель сендвич-панелей Kingspan.

- Но International Paper в такой блудняк вписываться не будет, у них акции торгуются на бирже, - рассудил он, указав на сроки и чистоту, если сделка состоится. - Поскольку акционеры зарубежные, регулярно проводятся финансовые проверки, требования к данным очень высоки. Поэтому при оформлении можно воспользоваться этими отчетами, без дополнительного аудита. Так что на продажу может потребоваться два-три месяца.

В пресс-службе Ilim Group о том, как смотрят на возможную покупку, на момент выхода публикации не ответили. Представители российского подразделения Sylvamo также оставили 47news без комментариев.

- Светогорский ЦБК работает, сотрудники на нем тоже. Все социальные обязательства Sylvamo в силе, в том числе по очистным сооружениям, - лишь заметили там.

По мнению ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова, в случае сделки Sylvamo придется решить две задачи: отбить инвестиции и при этом найти такого покупателя, который не попадет под санкции. Круг потенциально заинтересованных, по словам аналитика, весьма широк. Это могут быть как участники отрасли, так и  сторонние инвесторы, с намерениями зайти в бумажный бизнес.

- Учитывая нынешнюю ситуацию, вероятно, актив придется продавать с дисконтом, что не позволит компании полностью вернуть все вложения, - заключает эксперт. -  Возможные схемы продажи могут быть разными, все будет зависеть от дальнейших планов компании в отношении актива, ее намерения вернуться на российский рынок или уйти навсегда.