Говорит 47news: мраморный бюст российской императрицы из Гатчины задержан на границе вместе с экспонатами Эрмитажа. Музей подтверждает.   

Финские таможенники 6 апреля собираются рассказать, почему они не выпускают наше искусство, следующее транзитом из Европы. Так, на границе застряли три фургона с экспонатами, которые, в частности, ехали с выставки "Гран-тур. Мечта об Италии от Венеции до Помпей" в Милане. 47news побродил по виртуальным залам и обнаружил скульптурный портрет императрицы Марии Федоровны из коллекции Гатчинского музея. Это точно – в ГМЗ подтвердили.

"Да, это экспонат нашего музея", — сухо ответил директор ГМЗ Василий Панкратов, но от дальнейших разговоров уклонился. Его подчиненные на вопросы о мраморной императрице картинно удивились: "А что с ней?". Получив разъяснение, отчеканили: "Не комментируем". А мы-то, простаки, ожидали бури высказываний в защиту русской культуры. 

photo_2022-04-05_15-38-43.jpg скриншот виртуального тура по выставке

Работа выполнена ирландским скульптором в 1784 году. Его мастерскую в Риме Мария Федоровна посетила тоже во время гран-тура. Грандесса и будущий император Павел Первый туда отправились инкогнито и колесили по Италии под именами графа и графини Северных. Из поездки привезли роскошь для Каменноостровского дворца и фонтан "Нептун" для Гатчины. Правда, место ему нашлось в Петергофе.

photo_2022-04-05_15-38-44.jpg

Стоимость бюста определить нереально. По данным MutualArt, работы этого скульптора уходят с аукционов от 14 до 175 тысяч долларов. Однако, как отметил петербургский коллекционер и арт-дилер Андрей Васильев, большую роль при оценке играет ее история. На их языке – провенанс. На нашем – репутация. 

— Насколько бюст ценен? – спросил журналист известного собирателя. 

— Все музейные экспонаты по умолчанию не просто ценные, а бесценные. Любые предметы, включенные в музейный фонд, равнозначны, потому что являются культурным достоянием и собственностью Российской Федерации. 

— А если говорить не о деньгах?

— Бюст помимо художественной имеет еще историческую и мемориальную значимость, потому что это собственность Российской Короны и Императорского двора. Мрамор не определяет его ценность, масса ширпотреба сделана из мрамора … 

47news связался с финской таможней, но ответа не получил. Разъяснить ситуацию обещают на брифинге 6 апреля.

"В связи с введением санкций таможня остановила три перевозки в "Ваалимаа" 2 и 3 апреля 2022 года. Таможенные органы подозревают, что партии содержат товары, подпадающие под действие санкций. Таможня конфисковала груз", — говорится в сообщении.

По словам специального представителя президента России по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого, предметы застряли на границе из-за нового пакета санкций Евросоюза в отношении РФ. К решению вопроса подключены дипломаты, Министерство культуры и руководители музеев. 

Дарья Санжеева,
 47news

На выставку в Милан бюст супруги Павла I уехал в ноябре 2021 года. Экспонат был представлен в секции, посвященной знаменитым женщинам, совершившим гран-тур — поездки интеллектуальной элиты и аристократов по городам Европы в образовательных целях. 

Вместе с бюстом вердикта финской стороны ждут экспонаты из Государственного Эрмитажа, а также музеев "Царское село" и "Павловск". На пограничном пункте "Ваалимаа", судя по каталогу выставки, томятся картины "Вид на Колизей с Палатинского холма" кисти Карло Лабруцци, "Портрет графа Н.Д. Гурьева" Жана Огюста Доминика Энгра, мраморная скульптура "Крылатый Амур" Антонио Кановы, мозаичный стол Микеланджело Барбери и другие предметы искусства. Еще одна часть груза – работы из Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея Востока, участвовавшие в выставке "Форма бесконечности" в Музее современного искусства в Удине.