Полёт на низкой высоте — не фактор удачи украинских вертолётчиков. Увидеть чужие "вертушки" обязаны были и радар робота, и глаз человека. Не увидели.

Выходка дня — утренние авиаудары по нефтебазе под Белгородом с двух вертолетов украинских войск.  Пара винтокрылых нарушила воздушное пространство и пронеслась 40 километров над лугами и степью не своей Среднерусской возвышенности. Это как от Выборга до Финляндии, а от Кингисеппа до Эстонии — вдвое меньше.

Итого небо над "городом первого салюта" в первый день апреля заволокло чёрным. Воздушные диверсанты улетели к себе. После видеоролики в соцсетях демонстрировали очевидное, под ними  оставляют комментарии о невероятном.

Фонтанка.ру, vk.com

После этого последовали первые попытки разбора полёта. Слово держали гражданские. Они почему-то делали акцент на высоте, с которой украинские вертолеты бомбили  белгородские резервуары. Её можно обозначить как в анекдоте про летающих крокодилов и осмотрительного товарища прапорщика. Оказалось, что пресмыкающиеся когда надо тоже могут летать, но "низенько-низенько".

- Пожар на нефтебазе произошёл вследствие авиаудара с двух вертолетов вооружённых сил Украины, которые зашли на территорию России на низкой высоте, - написал в своём телеграм-канале белгородский губернатор  Вячеслав Гладков.

Ему вторил в эфире радиостанции "Говорит Москва" сенатор Владимир Джабаров. По его словам выходило, что системы ПВО и радары срабатывают на большей высоте, в основном они защищают от ракет и самолетов.

47news попросил знакомого капитана запаса и выпускника Военно-космической академии Можайского на пальцах объяснить, как так могло получиться. Главный акцент не на высоту полёта, а на радиолокационные станции (РЛС). Это те самые лопасти сканирующих решёток-тарелочек, которые в тематических фильмах про вторжение тревожно вращаются. Сюда же радары и экраны системы оповещения.

- Есть РЛС, которые работают на определение целей, летящих или передвигающихся. В основе "Эффект Доплера" - изменение частоты. Станция отправляет частоту, дальше внимание на то, как она отражается, скорость, радиус действия. Если цель захвачена — её нельзя не заметить. Она начинает светиться.

- А высота полёта тут ни при чём?

- Ну, ниже деревьев или линий электропередачи всё-таки вертолёты лететь не могут. Они должны быть видны.

- Значит кому надо задавать вопросы?

- Значит, надо смотреть, что за  радиолокационные станции установлены на конкретном приграничном участке, какова их мощность, что за дежурный сидел за пультом и что он делал, если цель была захвачена.

- А замаскироваться от РЛС боевая машина может?

- Про стелс-технологию, наверное, слышали, про возможность поглощения радиоволн.

- Но здесь-то вертолеты пролетели, а не какие-то сверх-истребители...

- Вот именно, что вертолеты.

Уже днём на брифинге пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что  Владимиру Путину доложили о пожаре на нефтебазе "Роснефти" в Белгороде. "Не нам в администрации президента давать какие-то оценки. Это должны делать профессионалы. Превосходство в воздухе в ходе операции является абсолютным фактом, это действительно так. А что касается произошедшего, то оценки все-таки должны давать не мы, а наши силовые ведомства", - процитировал Пескова "Интерфакс".

Кроме этого, в результате авиаудара оказались повреждены здания типографии "Константа" и завода "Техсапфир". По предварительной информации, пострадали два человека. Погибших нет.