Журналист 47news был на прощании с капитаном Андреем. Его привезли с Украины, а мы тихо выслушали слова о нем, многим на других похожим.
Земля кладбища поселка Павлово на Неве приняла 42-летнего капитана российской армии Андрея Портусь. Поминали в местном Доме культуры. Я стояла рядом и слушала его близких.
- Мне хотелось, чтобы сын был поближе. Но он решил и уехал служить на Дальний Восток. Не был слюнтяем, даже в раннем детстве слез не лил. Армия - это его. До конца жизни его, получается, - говорил отец.
Он 45 лет на Павловском заводе. И сын тоже там работал, но всего три месяца после железнодорожного колледжа, а потом поступил в Михайловскую военную артиллерийскую Академию. Андрей даже пробовал себя в бизнесе, но это не его. Школьный друг Дмитрий объяснил мне, почему.
- Не умел он продавать. Насквозь военный, ему нужен приказ. Я его генералом называл, потому что он бы дослужился. Заработать на бизнесе не получилось, но он никогда и не отчаивался. Для всех он большая галочка позитива - всегда смеющийся. И никакой злобы, даже по пьянке в драку не лез.
Последнее время капитан жил в Каменке. Контракт же заключил еще в 2016-ом. Когда удавалось, заезжал в Павлово. Со школы любил гонять мяч, а болел, конечно, за "Зенит".
- Если не спорт, то сидит дома и читает книжки. А на стене ковер с коллекцией ножей. Не болтун, но люди к нему прилипали, - спокойно говорит его приятель чуть ли не с детского сада.
Людей, действительно, не пересчитать. В местном ДК сказали, что ни разу не видели, чтобы к ним приходило столько людей. Приехали павловские, кто давно уже здесь не живут, и те, с кем он был знаком по академии.
Однокурсники дали Андрею прозвище Дед. Потому как он старше года на три, потому что собирал всех за столом, вспомнил товарищ по курсу Антон.
- Кто только с курса не был дома у родителей Андрея — рыбалка, шашлыки, баня. Всей гурьбой приезжали, спали на полу. Его родители стали нашими. На весь взвод гостинцы делили.
С кем бы я ни говорила, вспоминали его не сходящую с лица улыбку. И любовь к рыбалке — в его доме всегда был копченый окунек про запас. Баню семьи Портусь местные мужики прозвали местом силы. Приключения юности вспомнил Василий, он жил по соседству.
- Андрюха стащил у бати коробку кубинских сигар. Нам лет по четырнадцать было. Курили до посинения. У меня эта коробка до сих пор в гараже лежит. Ещё у нас эскадра из лодок была. На том берегу вырубили себе опушку и сидели у костра, и спали там же.
Позже, когда уже многие разошлись, я подсела к родне. Голос сына родители последний раз слышали 26 февраля.
- Позвонил с чужого номера. Сказал, что все у него хорошо. Он мечтал, что вернется в апреле и пойдем на рыбалку.
- Как он к службе относился? – зачем-то спросила я отца.
- В прошлом году он продлил контракт. Я его спрашиваю, зачем? А он — кто же будет Родину защищать?
Как спросила, так мне и надо. Но ту же фразу вспомнила и Дарья — бывшая жена Андрея. У них - шестилетняя дочка, живет с матерью в Москве. Отец виделся с ней в феврале. Он приехал в столицу в отпуск.
- Он не искал денег, да и военным не так много платят. Не был отказником, хотя были, говорят, кто отказались ехать туда, - сказала мать его ребенка.
В администрации Павловского поселения планируют назвать именем погибшего улицу или сквер. Само собой. Но хватит ли скверов?