Минус два десятка важных агрегатов для кораблей ВМФ - таков итог контрактов, которые Минобороны расторгло с ПАО "Звезда". Руководство предприятия не против: работы и так невпроворот. Не смущает даже взыскание 600 млн.

Решение Арбитражного суда Москвы о расторжении последнего из трех контрактов между Министерством обороны России и крупнейшим в стране производителем дизельных силовых установок для кораблей Военно-морского флота петербургским ПАО "Звезда" вступило в законную силу 25 октября. Контракт датируется маем 2013 года, военные ждали от "Звезды" 6 силовых установок за 1,1 млрд рублей, но с задачей компания в полной мере не справилась.

С 2014 года объем госзаказа на предприятии возрос десятикратно. Резкое увеличение объема заказов привело к отставанию от графика поставок в первые годы работы по Государственной программе вооружения, - прокомментировали расторжение контракта в "Звезде".

АО "Звезда" — крупнейший в России разработчик и производитель дизельных силовых установок для судостроения, железнодорожного транспорта и малой энергетики. Основной заказчик — ВМФ РФ. Выручка компании за 2020 год составила около 2 млрд рублей. После 2014 года портфель заказов "Звезды" вырос почти в 10 раз (это случилось из-за присоединения Крыма и последовавшими международными санкциями, лишившими ВМФ комплектующих из Европы). "Звезда" на несколько лет перестала справляться со сроками исполнения своих обязательств, ситуация исправляется постепенно.

За расторжение первого контракта Минобороны боролось в трех инстанциях, пока в последних числах августа Арбитражный суд Московского округа не сказал: "Стоп". Контракт датируется октябрем 2013 года, происшедшее с ним - из серии "Только в России".

"Звезда" должна была отремонтировать 11 дизелей для кораблей Тихоокеанского флота за 260 млн рублей к концу ноября 2015-го. Минобороны отправило авансом 208 млн, после чего "Звезда" почти год добивалась от военных собственно силовых установок, которые следовало ремонтировать. Когда же к концу августа 2014-го их наконец-то доставили, выяснилось, что они бесповоротно устарели и ремонту не подлежат.

Ещё где-то год "Звезда" пыталась добиться от Минобороны решения, что же все-таки делать с агрегатами, и 25 ноября 2015 года - в день завершения контракта военные сообщили о решении ремонтировать. "Звезда" ответила, мол, не вопрос, но замене подлежат 80% деталей, и к тому же сейчас 2015-й, а не 2013 год. Так что цена возрастает в 3 раза. В августе 2019-го отремонтированными оказались 2 из 11 дизелей, на что ушло 10 млн рублей. Тут-то военные решили взыскать со "Звезды" через суд, оставшиеся от аванса 2013 года 198 млн и ещё 119 млн за то, что "Звезда" все эти годы пользовалась казенными деньгами.

198 млн суд взыскал, а про 119 юридически-корректными фразами разъяснил: отстаньте, никто тут вашими деньгами не пользовался. Не исключено, что в Минобороны готовят по этому поводу жалобу в Верховный суд.

12 октября Девятый арбитражный апелляционный суд признал законным решение о расторжении второго контракта между "Звездой" и Минобороны на 352 млн рублей, заключенного в мае 2016 года. Там две силовых установки, одна из которых запоздала, другая не досталась военным вовсе. Как результат взыскание со "Звезды" 184 млн рублей.

В компании и по этому поводу не переживают:

"Сроки поставки продукции были согласованы Минобороны РФ и Минпромторгом РФ, согласно плану Государственной программы вооружений на срок 2018-2027 годов, однако Минобороны РФ сочло нецелесообразным заключение дополнительного соглашения о переносе сроков и предложило расторгнуть контракт. Против расторжения этого контракта ПАО "Звезда" не возражало в связи с полной загруженностью мощностей…" - заявили автору статьи в "Звезде".

Общая сумма трех расторгнутых Минобороны в этом году контрактов со "Звездой" составила 1,6 млрд рублей, подлежащая взысканию со "Звезды" сумма превысила 0,6 млрд. Общую сумму и количество текущих контрактов "Звезда" раскрывать отказалась, ссылаясь на военную тайну, но пообещала исполнить все взятые на себя обязательства.

А еще в этом году у "Звезды" случился спор с ООО "Кингисеппский машиностроительный завод" (КМЗ) из-за срыва контракта на строительство комплекта из двух дизелей для малого ракетного корабля "Каракурт" серии 22800. Этот комплект "Звезда" под давлением Минобороны заказала КМЗ, но контракт стоимостью 0,35 млрд рублей был расторгнут, а дизельные установки оказались не изготовленными.

Впрочем, руководство компании обещает исправиться:

Благодаря смене управленческой команды и последовавшей реорганизации производства в 2018-2020 годах отставание по заказам удалось сократить почти в 2 раза. В настоящее время в ПАО "Звезда" сформирован график, который позволит до конца года выйти на выполнение производственной программы в срок, - сказали автору статьи в пресс-службе предприятия.

то интригует, если учесть, что "Звезда" последние месяцы не выходит из дурных новостей как раз в связи с последствиями смены команды.

В июне Невский районный суд Петербурга арестовал бывшего председателя совета директоров "Звезды" Павла Плавника, экс-заместителя гендиректора Олега Григорьева и жителя Ленобласти Сергея Орлова. Под домашний арест попал бывший гендиректор предприятия Михаил Лобин. Все четверо обвиняются в растрате 142 млн рублей "Звезды" в 2014-2015 годах. По версии следствия, выделявшиеся предприятию бюджетные деньги, выводились по фиктивным контрактам.

Видимо, в качестве ответа в начале августа петербургское представительство одного из самых известных в стране адвокатских бюро - "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" и связанные с Павлом Плавником компании обратились в петербургский арбитраж с претензиями к "Звезде". Их суть система "Электронное правосудие" пока не раскрывает. Видно лишь, что прямые финансовые требования к "Звезде" аффилированных с Плавником компаний превышают 175 млн рублей. Кроме того, речь идет о признании недействительными неких сделок, подробности которых не разглашаются.

Сразу после этого "Звезда" добилась в Арбитражном суде Свердловской области признания недействительными собственных обязательств не предъявлять претензии в связи с продажей 46,92% своих акций, которые компании Павла Плавника в 2018 году продали двум фирмам из Свердловской области. Впрочем, победы "Звезды" в свердловском арбитраже пока не вступили в законную силу.

Справка:

По данным СПАРК с актуализацией на I квартал 2019 года, по 24,99% акций ПАО "Звезда" принадлежат ООО "Уральский дизель-моторный завод" и ООО "Акцент", 21,93% - у ООО "Дилинг", оставшиеся 19,54% - у ООО "Евроинвест". Все компании зарегистрированы в Свердловской области, ООО "Уральский дизель-моторный завод" входит в группу "Синара" миллиардера Дмитрия Пумпянского. "Дилинг" и "Акцент" принадлежат свердловским бизнесменам Павлу Бакланову и Эдуарду Соломахе. СПАРК не видит никакой связи между ними и группой "Синара". Хотя в конце 2020 года в издании Уральского федерального университета его выпускник Эдуард Соломаха представлен как руководитель казначейства АО "Группа Синара".