Кингисеппский машиностроительный завод не смог доказать упущенную выгоду от волокиты  с контрактом на производство силовых установок для ракетного корабля.

От срыва контракта на строительство комплекта из 2-х дизелей для малого ракетного корабля "Каракурт" серии 22800 никто не пострадал - кроме, надо полагать, обороноспособности страны в лице ВМФ. ООО "Кингисеппский машиностроительный завод" (КМЗ), пытавшееся взыскать с петербургского ПАО "Звезда" 16,2 млн рублей упущенной выгоды из-за волокиты в исполнении контракта, проиграло процесс. Из опубликованного 16 июня постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда следует: КМЗ не представил доказательств реальности возможного получения прибыли. Это как минимум странно - можно подумать, будто контракт на изготовление дизелей для ракетного корабля с самого начала был неисполнимым. Постановление сразу же вступило в законную силу. 

Малые ракетные корабли "Каракурт" предназначены для поражения объектов на берегу, воде, отражения ударов с воздуха. Корабль может вести борьбу с диверсионно-террористическими силами, искать и спасать экипажи терпящих бедствие судов и летательных аппаратов, выполнять задачи по береговой охране. Проект разработан ЦМКБ "Алмаз". Водоизмещение — 800 тонн, скорость — 30 узлов, автономность — 15 суток. В энергоустановку входят три дизеля М-507Д-1 и три дизель-генератора ДГАС-315 производства ПАО "Звезда". Главное ударное оружие "Каракуртов" — высокоточные крылатые ракеты дальнего действия "Калибр".

В рамках гособоронзаказа изготовлением "Каракуртов" занимаются АО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла", АО "Зеленодольский завод им. A.M. Горького" и ПАО "Амурский судостроительный завод". Точное количество кораблей не раскрывается. 

47news описывал предысторию процесса. Суть претензий КМЗ к "Звезде": вы не заплатили аванс, хотя вовремя получили деньги от Зеленодольского завода, не передали конструкторскую документацию, чем вынудили нас расторгнуть контракт почти на 350 млн рублей. С вас 16,2 млн, которые могли бы стать нашей прибылью. За незамысловатой формулировкой - два с половиной года препирательств, в течение которых у российского флота мог бы появиться новый ракетный корабль. 

Контракт на производство дизелей "Звезда" заключила с КМЗ 21 декабря 2018 года, кажется, не по доброй воле. Решение принял заместитель министра обороны РФ в сентябре 2018-го. Всё выглядело так, будто у военных сложилось впечатление, что "Звезда" не справляется с контрактом, поэтому дизельный комплект для одного "Каракурта" передали КМЗ. В декабре 2018-го подписали контракт, в конце 2019-го дизели кингисеппского завода должны были оказаться у "Звезды". Но всё это время представители предприятий провели в препирательствах - сначала между собой, потом в арбитраже.

Претензии были у "Звезды". 

Сначала компания потребовала признать договор с КМЗ незаключенным. Причина - КМЗ своевременно не прислал его подписанный экземпляр, что привело руководителей "Звезды" к мнению, будто договор не согласован, то есть не заключен. Ничего не вышло. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области пришел к выводу: КМЗ письменно согласился со всеми условиями договора, подписал и прислал "Звезде" все протоколы разногласий, так что нет никаких причин считать договор незаключенным. Суд отказался удовлетворять иск "Звезды", в июне прошлого года это решение вступило в законную силу.

Раз договор нельзя считать незаключенным, значит, его можно расторгнуть - для этого "Звезда" вновь обратилась в арбитражный суд. КМЗ не предоставил калькуляцию стоимости поставляемых по договору изделий, чем вызвал сомнения в способности своевременно справиться со взятыми на себя обязательствами. И вновь ничего не вышло. Позиция суда: "Звезда" не заплатила кингисеппскому заводу аванс и не полностью передала конструкторскую документацию - какие претензии? Второй иск тоже остался не удовлетворенным, и это решение тоже вступило в законную силу.

Минувшей осенью КМЗ сам расторг контракт со "Звездой" и обратился в арбитраж с требованием компенсации упущенной выгоды. Первая инстанция удовлетворила иск, но апелляция развернула процесс на 180 градусов.

"Истец … не представил доказательств того, что возможность получения прибыли существовала реально, не представил доказательств того, какие приготовления сделаны с целью получения прибыли, какие меры приняты для этого. 

Из письма … и.о. начальника кораблестроения, вооружения и эксплуатации вооружения ВМФ И. Мукаметшина следует, что истец не готов к изготовлению продукции… Истец документально не подтвердил факт убытков. Размер указанной выгоды также не доказан. 

При недоказанности факта убытков, их размер, определенный расчетным способом, является неправомерным. Поскольку истец не доказал факт противоправного поведения ответчика, факт убытков, их размер, суду первой инстанции следовало отказать в иске…", - постановил апелляционный суд. 

Таков финал противостояния между КМЗ и "Звездой", но вопросов от него больше, чем ответов. Из всех вступивших в законную силу судебных актов следует, что "Звезда" заволокитила контракт на производство силовых установок для "Каракурта", но КМЗ, который, как предполагалось, изготовит их, на самом деле был к этому не готов. Представители завода не смогли обосновать прибыль, которую получили бы, если бы контракт исполнили. 

Справка:

ООО "Кингисеппский машиностроительный завод", по данным "СПАРК-Интерфакс", через ООО "НПО Теханалитика" на 52,5% принадлежит предпринимателю Тимуру Гарееву. 30% долей КМЗ - у Михаила Даниленко, оставшиеся 17,5% через ООО "Энексел Групп" принадлежат Александру Борисову.

Предприятие специализируется на производстве и ремонте дизельного, газотурбинного и палубного оборудования. В январе 2021 года КМЗ заложил шесть килей обстановочных судов проекта 3050.1 по заказу ФКУ "Речводпуть". Суда предназначены для обслуживания плавучих и береговых знаков судоходной обстановки, контроля глубин судового хода и эпизодической буксировки в реках арктической зоны РФ. 

Состав акционеров ПАО "Звезда" не раскрывается. По данным "СПАРК-Интерфакс", до 1 квартала 2019 года основные пакеты акций принадлежали юрлица, чьими бенефициарами были АО "Группа Синара" Дмитрия Пумпянского и частные лица.

ПАО "Звезда" — крупнейший в России производитель легких компактных высокооборотных дизельных двигателей многоцелевого назначения - для судостроения, железнодорожного транспорта, промышленных агрегатов. В предновогоднем интервью 21 декабря 2020 года директор по развитию ПАО "Звезда" Александр Зиновьев заявил: "Большинство строящихся сегодня российских кораблей - с нашими двигателями или редукторами".