Суды не позволили обладателям упрощённой системы налогообложения использовать её как конкурентное преимущество на торгах. А все начиналось с мытья полов.

Крупнейший в России проектировщик подводных лодок АО "Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" сформировал судебную практику применения упрощённой системы налогообложения (УСН) в качестве конкурентного преимущества на торгах. Он отменил несколько решений Федеральной антимонопольной службы (ФАС), пытавшейся защитить обладателей УСН, заинтересованных в занижении цены на размер НДС.

Последнее такое решение по иску "Рубина" к питерскому управлению ФАС Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области опубликовал 18 октября. Предыдущее вступило в законную силу в конце сентября. Оба контракта касались уборки помещений в здании конструкторского бюро.

Казалось бы, мелочь: "Рубину" надо, чтобы кто-то помыл полы, он объявляет конкурс на 10 млн рублей без учета НДС, но ничего не выходит - претендент с УСН жалуется в антимонопольное ведомство. Мол, как же так, государство разрешило нам не платить НДС, а вы устанавливаете на конкурсе цену, которая и так не включает НДС - лишаете, в общем, нас законного конкурентного преимущества.

Такое случилось в декабре 2020 года и в марте 2021-го - оба раза "Рубин" пытался найти подрядчика на клининг своих помещений и оба раза нарвался на решения питерского УФАС, признавшего его нарушителем сразу четырех статей закона "О закупках". В первом случае подателем жалобы выступило ООО "Технополис", во втором индивидуальный предприниматель Иванов О.Н.

По мнению петербургского управления ФАС, назначение на конкурсе цены контракта без учета НДС, нарушает такие статьи федерального Закона №223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц":

  • принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг (пункт 2 части 1 статьи 3);

  • порядок осуществления конкурентной закупки (часть 18 статьи 3.2);

  • особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (часть 26 статьи 3.4);

  • информационное обеспечение закупки (пункт 14 части 10 статьи 4).

Позиция антимонопольного ведомства не устроила "Рубин", юридический департамент которого фактически умудрился сформировать целую судебную практику в свою пользу, в первом случае уже поддержанную Тринадцатым арбитражным апелляционным судом. Простыми словами: суды полагают, что упрощенка - сама по себе преференция от государства, и нет никаких законных оснований пытаться использовать её в качестве ещё и конкурентного преимущества на торгах, где все претенденты должны быть в равных условиях.

Это решение не вступило пока в законную силу, но в решении по предыдущей закупке клининговых услуг, уже вступившем, смысловая часть точно такая же. Так, складывается судебная практика, которую председатель петербургского отделения Российского союза налогоплательщиков Александр Рокин считает дискриминирующей обладателей УСН. Дискриминация, по мнению эксперта, в сложившейся системе взаимоотношений на рынке, которую суды не стали исследовать, а потому не учитывали.

"У вас контракт на 10 миллионов на клининг помещений. Допустим, 3 миллиона уйдут на закупку моющих средств, 2 миллиона - на аренду транспорта, который будет развозить рабочих и оборудование, 3 миллиона - зарплата сотрудников вашей компании и 2 миллиона вы хотите заработать. Скорее всего, вы купите моющие средства и арендуете транспорт с НДС, потому что такие услуги обычно оказывают крупные компании, у которых обычная система налогообложения. Получается, с 5 миллионов рублей вы все равно заплатите НДС - это 1 миллион. Но вы на упрощенке, и не сможете вернуть этот миллион из бюджета, а тот, кто на обычной системе налогообложения - сможет. Результат - вы без прибыли. Соответственно, на аукционе ваш конкурент, который платит НДС, может предложить ту же услугу за 9 миллионов, и вы проигрываете", - подсчитал Рокин.

Налоговый консультант адвокат Елена Софинская, напротив, выводы арбитражного суда полностью поддерживает.

"Компания проводит тендер, чтобы получить товар или услугу максимально высокого качества по минимальной цене - в этом идея любых торгов. Включение или невключение в закупочную цену НДС несет разные последствия для заказчика в плане его прямых затрат. Исключение НДС из предлагаемой цены закупки "Рубину" очевидно выгодно, и в судебном решении об этом подробно написано. Как можно требовать от организатора конкурса назначения таких условий, которые приведут к увеличению его затрат? По-моему, это было бы абсурдно", - полагает Софинская.

Вот и пойми их.

Справка:

АО "ЦКБ МТ "Рубин" - один из мировых лидеров в проектировании подводных лодок и ведущее в России конструкторское бюро подводного кораблестроения. По данным СПАРК с актуализацией на 31 марта 2021 года, 100% акций "Рубина" принадлежат государственной "Объединенной судостроительной корпорации".

В середине марта СМИ сообщали о том, что ЦКБ "Рубин" разработало проект телеуправляемого робота для морских магистральных нефте- и газопроводов. Он предназначен для применения на судах и буровых установках различного типа.