Преступно беспечный контр-адмирал, командир "Русалки" хронически болен, а убийцей назвали командира "Тучи". Нравственный выбор довел его до сумасшедшего дома.

1.jpg Башенная броненосная лодка «Русалка». Ист. фото – voenflot.ru

С незапамятных времен моряки в разных частях света верили, что название, данное при постройке корабля, отражается на его судьбе. Можно, конечно, счесть за мракобесие, но легенда гласит: представители русской православной церкви не советовали Великому Князю Константину Николаевичу присавивать судну разящее нечистой силой название "Русалка", и якобы отказались освятить корабль с таким именем при его торжественном спуске на воду.

Более того, для кораблей-сотоварищей "Русалки" избрали такие имена, как "Чародейка", "Колдун", "Вещун", "Леший" и даже "Баба-Яга". После смерти Александра II его сын, император Александр III, отстранил Великого Князя от руководства флотом, а кораблям с присвоили имена нейтральные. Однако для "Русалки" и ее систершип "Чародейки" почему-то сделали исключение.

2.jpg Лейтенант Беклемишев, что называется, «сменил шило на мыло». Ист. фото -- pikabu.ru

Церемония закладки башенной броненосной лодки "Русалка" состоялась 25 мая 1866 года в Петербурге на Галерной верфи. Корабль вступил в боевой строй в марте 1869-го, войдя в состав броненосной эскадры в Балтийском море. Мало того, что, как и все наблюдатели того времени, "Русалка" имела очень низкую высоту надводного борта (76 см), так еще и ощутимо рыскала на воде, отчего была способна выжимать скорость не более девяти узлов. В общем, являлась морским тихоходом. Как высказалось начальство в лице тогдашнего морского министра Краббе, "корабль уже построен, а потому, каким бы он ни получился, плавать на нем все равно надо. Мы не настолько богаты, чтобы из-за каждого недостатка в конструкции выводить корабли из боевого состава". (ист. – Владимир Шигин, "Призрак на вахте", сборник очерков, 2005).

3.jpg Экипаж «Русалки» на палубе. Ист. фото – voenflot.ru

В своем исходном качестве броненосная "Русалка" прослужила без малого 10 лет. В 1877 году ее собрались было исключить из списков флота "за неблагонадежность к плаванию", но тут некстати началась очередная война с Турцией. Так что, на всякий пожарный, корабль скоренько подлатали и оставили в строю. В начале 1890-х и морально, и физически устаревший корабль включили в состав учебно-артиллерийского отряда Балтфлота. Отныне тихоходная "Русалка" стала учебным судном юных гардемаринов, выходивших на ней в море на тренировочные стрельбы.

В первых числах сентября 1893 года отряд военных кораблей Балтфлота под командованием контр-адмирала Павла Бурачека производил учебные стрельбы в районе Ревельской бухты. После успешного завершения он отдал приказ "Русалке" и канонерской лодке "Туча" совместно перейти в Гельсингфорс (ныне – Хельсинки), а далее, по шхерам – в Бьёрке (ныне — Приморск), где и дожидаться остальной эскадры. На тот момент "Русалкой" командовал 41-летний капитан 2-го ранга Виктор Иениш. Офицер, что и говорить, незаурядный. Сын армейского лекаря, погибшего при обороне Севастополя, выпускник Михайловской артиллерийской академии, автор научных трудов по артиллерии, участник кругосветного плавания на корвете "Витязь" под командованием Степана Макарова, блестящий знаток балтийского театра военных действий. Вот только...

4.jpg Канонерская лодка «Туча» вступила в строй в 1880 году. Рисунок из журнала «Техника молодежи», №8, 1993г.

С утра 7 сентября 1893 года все пошло не так. Назначенный на 7:30 уход кораблей задерживался. На "Туче" все еще не были раскочегарены пары, а на "Русалку" ее командир прибыл с часовым опозданием, и подобное поведение исключительного педанта экипаж немало озадачило. Дальше – больше: поднявшись на палубу, Иениш прошел в штурманскую рубку и не вышел оттуда, даже когда мимо проходил флагманский корабль "Первенец". То есть, не отдал чести адмиральскому флагу, хотя офицеры и команда выстроились на верхней палубе. По другой версии, странное поведение Иениша объяснялось хроническими головными болями – вплоть до потери сознания. О его болезни знали многие, включая Бурачека, но докладывать наверх не спешили, давая возможность заслуженному офицеру полностью выслужить необходимый для карьерного роста флотский ценз.

Как выяснится в дальнейшем, показания барометра тем временем свидетельствовали об ухудшении погоды. Тем не менее "Туча" снялась с якоря в 8:30 и, набрав ход, направилась к выходу из ревельской гавани. Через 10 минут следом двинулась "Русалка". За световой день корабли должны были пересечь открытую и наиболее опасную часть Финского залива, примерно 30 миль. А погода и в самом деле портилась, по всему - дело шло к шторму. В районе между маяками, сопровождавшая броненоску "Туча" потеряла ее из виду, однако продолжила движение прежним курсом и около 15:00 благополучно добралась до порта назначения. Доложив о своем прибытии руководству порта, командир "Тучи" почему-то умолчал, что потерял в заливе ведомую за собой "Русалку". В дальнейшем он будет настаивать, что был убежден в том, что низкобортная броненоска, спасаясь от шторма, вернулась в Ревель. Увы – "Русалка" не вернулась. Равно как не дошла и до Гельсингфорса. Исчезла. А с нею экипаж: 165 нижних чинов и 12 офицеров.

5.jpg Рисунок из журнала «Нива». Ист. фото -- books.google.ru

Поиски "Русалки" начались лишь трое суток спустя, когда на побережье финских островов волнами вынесло весла, подвесные койки, бескозырки, одеяла… А вскоре была обнаружена выброшенная на берег шлюпка, под кормовой банкой которой находилось тело сигнальщика "Русалки", матроса.

16 сентября в Гельсингфорсе состоялись похороны несчастного. В этот день финская столица и весь Балтфлот прощались не только с ним – горожане и моряки скорбели по всему экипажу "Русалки". Гибель боевого корабля в мирное время повергла в испуг всю Россию. В церквах же поговаривали, что кара Господня настигла корабль за то, что он был назван нечистым именем.

Официальные поиски исчезнувшей лодки велись с 10 сентября по 16 октября 1893 года, и с 30 мая по 31 августа 1894-го. Множество кораблей бороздили залив, водолазы более сотни раз спускались под воду, был задействован даже воздушный шар. Созданная комиссия пришла к выводу, что судно могло перевернуться вверх килем после того, как вода проникла через люки в рубках, кожух дымовой трубы и зазоры вращающихся орудийных башен. Версия родилась не на пустом месте: как выяснило следствие, штормовые крышки палубных люков были оставлены на берегу еще когда отряд контр-адмирала Бурачека выходил на учебные стрельбы. И это была в чистом виде халатность, обернувшаяся гибелью 177 человек.

6.jpg Индекс узнаваемости несчастной «Русалки» был столь велик, что владельцы частных фотоателье спешно переименовали свои бутафорские лодочки. Ист. фото – из архива автора.

Командира "Тучи", капитана 2-го ранга Лушкова отдали под военно-морской суд за оставление "Русалки" в штормовом море. По сути – обвинили в трусости. Но Лушков упорно не признавал вины, настаивая, что отвечал за команду своего корабля, которая сама могла погибнуть (цит. "Меня так качало, что я не мог присесть!"), и при этом все равно не оказать броненоске помощи, поскольку спускать шлюпки для спасения "Русалки" в шторм - верх безрассудства. Так-то оно так, но…

Из текста выступления в суде контр-адмирала, младшего флагмана Балтийского Флота Николая Илларионовича Скрыдлова (1844-1918): "Капитан 2-го ранга Лушков утверждает, что из-за штормовой погоды он не мог бы оказать помощи "Русалке" в случае какой-либо аварии. Я нахожу такой взгляд совершенно неосновательным и в устах командира военного судна чрезвычайно опасным. Неосновательным потому, что я не признаю в данном случае таких обстоятельств, которые устраняли бы всякую надежду хотя бы подобрать из воды погибавших людей. Но если бы даже "Туча" не имела возможности оказать прямую помощь, то капитан Лушков, присутствуя при ее гибели, избавил бы флот и все общество от чувства мучительной неизвестности о причинах этого ужасного случая… При другом образе действий капитана Лушкова все сомнения были бы рассеяны, они уступили бы место чувству сожаления о жертвах неизбежной в морской службе катастрофы. Капитан Лушков объяснил бы нам если не действительную, то возможную причину гибели "Русалки", или, по крайней мере, указал бы место ее гибели". (ист. – Владимир Шигин, "Призрак на вахте", сборник очерков, 2005).

Вместе с Лушковым за халатность судили и контр-адмирала Бурачека. Суд признал его виновным в том, что тот выпустил "немореходный" корабль в море при ухудшающейся погоде, не удосужившись проверить его состояние (к тому времени штормовые крышки "Русалки" обнаружили на флотском складе в Кронштадте).

Впрочем, судом были приняты во внимание отсутствие злого умысла в действиях обвиняемых и реальная опасность, которой подвергалась жизнь моряков "Тучи". Так что вынесенные приговоры оказались мягкими: контр-адмирал отделался выговором, а Лушкова уволили со службы без права возвращения на флот в течение трех лет. Жены погибших членов экипажа "Русалки" встречали экс-командира "Тучи" возгласами "Убийца!".

Отлученный от моря Лушков переехал на юг, стал начальником речного порта в Ростове-на-Дону. Но прошлое не отпускало, и, похоже, привело экс-капитана к безумию: по одной из версий, он скончался в психиатрическом отделении морского госпиталя. А вот Павел Семенович Бурачек в том же году подал в отставку, и вместе с семейством обосновался в Петербурге, где, по иронии судьбы, получил должность члена правления Императорского Общества спасения на водах.

7.jpg

Практически сразу после трагедии по всей России начали собирать пожертвования на постройку памятника экипажу "Русалки". Первый взнос – 5 тысяч золотых рублей сделал лично император Александр III. Художники Кондратенко и Айвазовский откликнулись на трагедию художественными полотнами "Последний свидетель" (изображен берег острова и шлюпка с телом матроса), и "Гибель Русалки" (с бушующей Балтикой). Вырученные за картины деньги были направлены в фонд будущего памятника. Так, насобирали 61 000 рублей. Памятник открыли 7 сентября 1902 года в Ревеле, в девятую годовщину гибели. По задумке автора, известного эстонского скульптора Адамсона, он представляет собой символическое надгробие: гранитный постамент изображает броненосец, разрезающий штормовую волну, а над палубой поднимается скала, увенчанная фигурой ангела с крестом в поднятой руке.

С того дня он и поныне благословляет все входящие в ныне таллинский порт корабли.

8.jpg Трое из 165 погибших «нижних чинов». Ист. фото - rusknife.com

На протяжении целого века экскурсоводы заканчивали свой рассказ о памятнике словами: "В мирное время военный корабль вместе с экипажем бесследно исчез в водах Финского залива. Тайна его исчезновения не раскрыта по сей день".

Между тем, в какой-то момент родилась легенда, гласящая, что ровно через 100 лет и 1 год крест ангела на памятнике укажет дорогу к месту гибели "Русалки". Но - при одном условии: если к тому времени на земле будет оставаться хоть бы один скорбящий по погибшим морякам. От этой легенды пошла традиция, сперва у российских, затем и у советских моряков: находясь в Ревеле/Таллине, настоящий моряк должен обязательно обойти памятник и прочесть фамилии всех погибших.

Можно считать это мистикой, а можно и заранее спланированным инфоповодом, но в 2003 году, как раз через 101 год после открытия памятника, эстонские энтузиасты во главе с руководителем отдела подводной археологии таллинского Морского музея Велло Мяссом снова изучили карту залива, смоделировав действия командира "Русалки" и проанализировав тогдашние погодные условия. Так был рассчитан квадрат, где начались поиски пропавшего корабля. Они продолжались месяц и увенчались успехом – 24 июля эстонские водолазы нашли останки "Русалки". Выяснилось, что катастрофа произошла в 25 км к югу от Хельсинки.

Игорь Шушарин,
47news