Михаил Лиокумович раскрыл сокровенное: он вложил в Кузьмоловский погост полмиллиарда, а война идёт за 40 млн в год. "Нас легко обидеть, но потом будет трудно убегать", - его цитата.

Совладелец ритуального ЗАО "Камея" и создатель Кузьмоловского кладбища Михаил Лиокумович стал второй статусной персоной похоронного бизнеса Ленинградской области, признавшей своё поражение в противостоянии с местной властью из-за права работать на кладбище. Это случилось после истории, когда в начале августа работники учрежденного советом депутатов Кузьмоловского городского поселения МКУ "Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела" не пустили на территорию кладбища организованную "Камеей" похоронную процессию.

3 августа 2021 года, Кузьмоловское кладбище

Ранее уход с рынка похоронных услуг публично констатировал доктор социологических наук, бывший профессор кафедры управления персоналом Санкт-Петербургского государственного экономического университета и совладелец ООО "Всеволожская ритуальная компания" Сергей Михайлов. В отличие от него, Михаил Лиокумович считает поражение временным, он не прекратил борьбу и обещает вернуться.

11.jpg Михаил Лиокумович

- Можем напомнить читателям, как появилось Кузьмоловское кладбище?
- В 1992 году Администрация Кузьмоловского поселкового совета искала инвестора для строительства в поселке кладбища - его там не было. Обратились к нам, выделили земельный участок – заброшенный песчаный карьер, превращенный в свалку. Я инженер-строитель, построить могу что угодно, но к ритуальному бизнесу никогда не имел отношения - для этого нанял директора с соответствующим опытом, вот процесс и пошел. Там был старый песчаный карьер, который за два года мы превратили в самое красивое кладбище Ленинградской области. Кстати, там похоронено много известных людей - тренер Путина, в частности. Хочу заметить: чтобы всё это произошло, мы вывезли тысячи тонн песка, торфа, сделали систему водоотведения, освещения и так далее. Строительство кладбища - это не вопрос дядьки с лопатой.
- Вам выделили бюджетные деньги?
- Никогда в жизни не прикасался к ним - оттого и на свободе. Всё Кузьмоловское кладбище мы построили за свой счет.
- Тогда не могу удержаться от невежливого вопроса: сколько оно стоило?
- 565 миллионов рублей в ценах 1994 года. Число официальное, оно фигурирует в документах, кто хочет - может проверить. Эти деньги вложены в строительство кладбища только на 10,5 гектара, которые оно первоначально занимало.
- В 1994 году доллар стоил примерно от 1300 до 4000 рублей. Усреднив, оценим ваши вложения в 200 000 долларов. Вы это сделали, чтобы что?
- Чтобы эксплуатировать кладбище - оказывать там разрешенные законом ритуальные услуги.
- Это выгодно?
- Любой бизнес выгоден, если правильно организован.
- И в каком году вы отбили вложения?
- Вы злоупотребляете моей откровенностью. Да и вообще тут прямого ответа быть не может, ведь мы продолжали вкладываться уже после открытия кладбища, делали это на протяжении многих лет, делали бы и сегодня, если бы в 2017 году не подверглись рейдерскому захвату. Отвечу на ваш вопрос по-другому: за последние 4 года выдавившая нас с кладбища бизнес-группа захоронила там около 2000 человек. Средняя стоимость одних похорон примерно 40 000 рублей. Вот и ответ: на кладбище можно зарабатывать по 20 миллионов в год, если прийти на все готовое, как, собственно, и произошло. Плюс бюджетное финансирование, которое получает на организацию похоронного дела созданное местной администрацией муниципальное казенное учреждение "Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела" - это еще около 20 миллионов.
- А что случилось в 2017-м?
- Пришла новая местная администрация с Виктором Ворониным во главе. Сначала ко мне пришли двое и предложили переписать на "кого надо" 50% акций "Камеи". Я, естественно, отказался. Предвосхищаю ваш вопрос: я понимаю, кто эти люди, но в интервью сказать не готов. Пару недель спустя нас начали выдавливать с кладбища. Посмотрите сайт арбитражного суда - тогда-то и начались судебные процессы между "Камеей" и администрацией Кузьмоловского городского поселения. Предыдущие 25 лет никаких сложностей во взаимоотношениях с властью у нас не было.

9 июня 2020 года Арбитражный суд Северо-Западного округа признал недействительным договор между ЗАО "Камея" и администрацией муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" от 14 июля 2015 года. Постановление окружного суда сразу же вступило в законную силу и не было отменено вышестоящей инстанцией. Соответствующее определение Верховный суд РФ вынес 6 октября 2020 года.

- Прошлым летом суд подтвердил законность претензий местной администрации, признав недействительным договор, в соответствии с которым "Камея" работала на кладбище.
- Суд признал недействительным договор, согласно которому мы вели строительные работы на присоединенной к первоначальной территории кладбища - оно же разрасталось, и 10,5 гектара перестало хватать. Это три участка бывших земель Минобороны общей площадью 29,5 гектара. А муниципалы решили не заметить нюанса и перестали вообще пускать нас на кладбище, хотя договор, по которому мы работали на 10,5 гектара, остался в силе. И тот же арбитражный суд подтвердил законность нашего права бессрочного пользования этим земельным участком. "Камее" предоставили его для организации гражданского кладбища. Так что, мнение, будто местная власть законно изгнала нас с Кузьмоловского кладбища, мягко говоря, преувеличено.
- Но "Камея" там больше не работает. Мы же видели: вашим сотрудникам физически не позволили провести захоронение.
- Это так, но это незаконно. Сегодня я прошу граждан временно воздержаться от обращений к нам за предоставлением ритуальных услуг. Мы можем только устанавливать надгробия и памятники. Но это пока, борьба не закончена. Вспомним шутку: нас легко обидеть, но потом будет трудно убегать.

29 июля 2021 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области отказал администрации Кузьмоловского городского поселения в признании отсутствующим права бессрочного пользования "Камеей" земельным участком, на котором располагается кладбище. Решение пока не вступило в законную силу.

- Тут, кажется, доля шутки.
- Конечно. Но, в отличие от оппонентов, мы будем действовать только законными методами.
- Как же так вышло, что вы организовали похоронную процессию, которую не пустили на территорию кладбища? Знали же, что не пустят, - а всё на глазах у родственников.
- Надеялись, что всё-таки пустят. Не ожидали, что они будут глумиться над родственниками усопшей. Говорю же: пока "Камея" заказы на организацию похорон не принимает.

Лев Годованник,
47news