Минобороны почти согласовало трассировку Юго-Западного железнодорожного обхода Петербурга. Но оговорка способна перечеркнуть самый пафосный портовый проект-2021.

В распоряжении 47news появилось письмо Северо-Западного территориального управления имущественных отношений Минобороны. Там впервые сообщается о появлении варианта трассировки Юго-Западного железнодорожного обхода Петербурга (ЮЗЖО), предварительно устроившего ведомство. Остается получить согласие командования Западного военного округа и подчиненного министерству Управления лесного хозяйства и природопользования.

Вариант отодвигает "железку" на 25 метров западнее предыдущего, который Минобороны категорически отвергло из-за расположенного там арсенала ВМФ. Письмо датировано 8 июля.

ЮЗЖО протяженностью 74 км и стоимостью примерно в 70 млрд рублей соединит железнодорожные ветки от Мги до Ивангорода и от Лигово до Лужской. Это позволит убрать грузовые составы, следующие на терминал "Порта Бронк" и в Усть-Лугу из Петродворцового района (в частности, с территории, примыкающей к всемирно известным памятникам архитектуры Стрельны и Петергофа). Также новая ветка даст приличный запас продуктивности для доставки грузов в порт Усть-Луга, терминал "Порт Бронка" Большого порта Санкт-Петербург и в бухту Батарейная, если там когда-нибудь все-таки что-то построят.

Фактически заблокировавшие мегапроект "Российских железных дорог" стоимостью 70 млрд рублей пениковские садоводы могут праздновать победу. Одобренная военными трассировка затрагивает интересы минимального количества участков - около 50-ти вместо 300-т, о которых речь шла при первых вариантах трассировки. Но, кажется, дожав Минобороны, садоводы вторглись в сферу интересов фигуры не менее внушительного масштаба. Это президент "Трансмашхолдинга" Андрей Бокарев, предложивший редевелопмент Большого порта Санкт-Петербург путем переноса грузопотока в Усть-Лугу и строительства на месте нынешнего порта престижной недвижимости.

В письме имущественного ведомства Минобороны согласование нового варианта трассировки ЮЗЖО сформулировано интересным образом:

"В адрес учреждения поступило письмо командования войсковой части … о согласовании размещения нового варианта проектируемой трассы … при условии исключения прохождения … железнодорожных составов с взрывоопасными материалами…".

Для доставляемых в порты грузов это может касаться, прежде всего, нефтепродуктов. С точки зрения классифицирующего опасные грузы (ГОСТ 19433-88): они относятся к 3 классу опасности - "легковоспламеняющиеся жидкости", а взрывоопасные грузы - 1 класс. Однако специализированные источники при анализе классов опасности нефтепродуктов отмечают, что ГОСТ подразделяет их на 9 уровней, в том числе, на 1-й. При этом ГОСТ оперирует термином "взрывоопасный груз", а в письме Минобороны используется более широкая формулировка "взрывоопасные материалы". Применительно к жизненным реалиям строителям ЮЗЖО, скорее всего, предложат исключить из трафика составы с нефтепродуктами.

Это обрадует пениковских садоводов, успокоит военных, но ставит неприятный вопрос над планом Андрея Бокарева преобразить петербургский порт в симпатичные дома, скверы и набережные. Редевелопмент в непосредственной близости от самого продуктивного в порту "Петербургского нефтяного терминала" (ПНТ) вряд ли возможен - там хранятся и грузятся на танкеры 10 млн тонн нефтепродуктов в год. При самых передовых защитных технологиях такое соседство с элитной недвижимостью немыслимо.

С точки зрения редевелопмента ПНТ следует убирать из Петербурга первым. Запрет на транзит нефтепродуктов по ЮЗЖО может стать для этого труднопреодолимым препятствием.

Лев Годованник для 47news

Контекст:

В 2020 году в порту Усть-Луга перевалено почти 103 млн тонн грузов, в том числе 22 млн тонн сырой нефти и около 1 млн тонн сжиженного газа (СУГ). Предыдущие годы показывают, что 104 млн тонн для порта - потолок при текущем количестве действующих терминалов. Этот "потолок" включает 28 млн тонн нефти и до 2,5 миллиона тонн СУГ. Таковы данные Администрации морских портов Балтийского моря.

Сырая нефть и СУГ принципиально отличаются от остальных видов портовых грузов - их не возят на колесах. Нефть поступает на терминалы по трубопроводам, газ сжижается на месте путем переработки природного, поступающего, опять же, по трубе. Вычтем из суммарного оборота порта эти два вида грузов и получим сегодняшнюю потребность Усть-Луги в наземном транспорте - 74 млн тонн. Добавим поправку на нюансы и увидим реальную потребность порта в "грузах на колесах" сегодня: это 80 млн тонн. Подавляющее большинство "колес" - железные.

Но применительно к ЮЗЖО этого недостаточно. Как минимум, он ориентирован ещё на терминал "Порт Бронка" (принадлежит ООО "Феникс") - единственный расположенный на южном берегу Финского залива терминал Большого порта Санкт-Петербург. Его достижения за 2020 год — 1,8 млн тонн, планы на будущее - 25 млн тонн, и это не очень далекое будущее - 2025 год.

Кстати, о будущем. Строительство грузового терминала в бухте Батарейная никто не отменял. Это не получилось у зернового холдинга "Содружество", но никто не говорил, что не получится у других. ЮЗЖО предусматривает ветку к Батарейной, а там речь идет минимум о 10 млн тонн годового грузооборота.

Планы Усть-Луги и вовсе впечатляют. Там строятся сегодня 3 терминала, которые обязательно потребуют доставки грузов железной дорогой. Это: "Новотранс", "Ультрамар" и "Еврохим", заявленная суммарная мощность которых приближается к 55 млн тонн, - причем, речь идет не об абстрактном светлом будущем, во всех прогнозах так или иначе фигурирует 2030 год. Добавим 10 млн тонн, которые собиралось переваливать в Батарейной "Содружество", - областное правительство предложило ему подумать о строительстве терминала в Усть-Луге, чем топ-менеджеры, надо полагать, сейчас и занимаются.

Подведем итог. На подступах к 2030 году, на который запланировано строительство ЮЗЖО, потребность в железнодорожных грузах на станциях "Лужская", "Бронка" и, возможно, у бухты Батарейная приблизится к 180 млн тонн в год. Даже если получится 150 млн тонн - это уже в 2 раза больше сегодняшнего грузопотока.

Назовем такой прогноз консервативным - он выглядит так на фоне ввергшего в изумление всех участников портового бизнеса предложения главы "Трансмашхолдинга" Андрея Бокарева о переносе мощностей петербургского порта в Усть-Лугу. Это еще плюс 60 млн тонн.