Кировскому заводу пришлось потратить миллиард, чтобы испытывать паротурбинные установки для ледоколов серии 22220 на собственной площадке вместо ставшей политически недоступной в Харькове. Производитель ледоколов - Балтийский завод - за это платить не должен.  
 
Такое решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области вступило в законную силу 1 июля. ООО "Завод "Киров-Энергомаш", входящему в холдинг "Кировский завод", не удалось заставить ПАО "Балтийский завод" заплатить за перенос стендовых испытаний паротурбинных установок из Харькова в Петербург. 

"Киров-Энергомаш" пытается взыскать с Балтийского завода 1,1 млрд рублей расходов на модернизацию испытательного стенда для паротурбинных установок с середины прошлого апреля. Стенд с давних времен располагается в Харькове, но после присоединения Крыма к России в 2014 году и начала войны на Донбассе испытания там силовых агрегатов для российских покорителей Северного морского пути столкнулись с очевидными и непреодолимыми сложностями. Заводу пришлось приспособить для испытаний собственное оборудование, что обошлось в 1,1 млрд.

Это случилось в рамках договора об изготовлении и поставке паротурбинной установки еще для первого ледокола серии 22220 "Арктика", заключенного в 2013 году на 2,7 млрд рублей. Договор включал в себя, в частности, обязательства "Киров-Энергомаша" провести за свой счет все стендовые испытания, что и заявил в судебном процессе представитель "Балтийского завода". 
 
"Условиями договора не предусмотрено ни выполнение истцом работ по модернизации стенда, ни то, что предоставление стенда для испытаний относится к числу обязанностей ответчика… Суд приходит к выводу об отсутствии в материалах дела достаточных, относимых и допустимых доказательств, подтверждающих наличие оснований для взыскания с ответчика заявленных истцом расходов", - сказано во вступившем 1 июля в законную силу решении первой инстанции. 
 
Иными словами, суд разъяснил производителю турбин: вы взяли на себя обязательства испытывать паротурбинные установки на стенде — вот и испытывайте, хоть в Харькове, хоть где. Про присоединение Крыма в договоре ни слова не сказано. 
 
Справка:
Непубличное акционерное общество "Балтийский завод", по данным системы "СПАРК-Интерфакс", на 97,79% принадлежит государственной "Объединенной судостроительной корпорации".
Основная продукция предприятия сегодня — атомные ледоколы серии 22220, предназначенные для организации круглогодичного грузового транзита по Северному морскому пути. Завод строит их в рамках контракта с подконтрольным "Росатому" ФГУП "Атомфлот".
Головной ледокол "Арктика" был в октябре 2020 года передан "Атомфлоту", после чего сразу отправился осваивать СМП. Ледоколы "Сибирь" и "Урал" уже спущены на воду, но пока не достроены. Ледоколы "Якутия" и "Чукотка" заложены 26 мая и 16 декабря 2020 года соответственно.