Официальная смертность от COVID в Питере уже несколько дней выше 100 человек в сутки, а Смольный закрыл данные. Что будет, если открыть, объясняет 47news.

Такого не было ни в первую, ни во вторую волну. Депутат городского ЗакСа Борис Вишневский внёс на рассмотрение законопроект, который может обязать власти вернуться к практике гласности. 47news спросил, кому это надо.

- Борис Лазаревич, вы внесли законопроект, который якобы обяжет Смольный вернуть на свой сайт публикацию "ковидных" данных от межведомственного городского координационного совета по противодействию COVID-19. Как это и было до начала июня 2020 года. Зачем, есть же "стопкоронавирус.рф"?

- Мало информации от стопкоронавирус.рф. Там нет всех нужных данных. Нужны не только данные о том, сколько граждан заболело и выздоровело, и не только, сколько вакцинировалось. Нужны данные о том, сколько людей госпитализируется каждый день. Какова загрузка больниц, число коек. Сколько людей на ИВЛ. И нужны данные о том, сколько из госпитализированных получили вакцину, какая часть из них при этом находится в отделениях интенсивной терапии и реанимации. Это всё необходимо для того, чтобы граждане могли представлять уровень опасности. Только оценив степень опасности, гражданин может сформировать правильный способ поведения для себя. Доступных данных сегодня для этого недостаточно.

- Через несколько дней после исчезновения ежедневной статистики с сайта Смольного вы направили запрос об этом губернатору. Во вторник вы заявили, что в ответе Беглова на ваш запрос о пропаже данных, сказана "неправда". Как говорят в таких случаях, вы готовы ответить перед судом?

- Я не собираюсь за это отвечать перед судом. Потому что я губернатора ни в чём не обвиняю. Но я говорю, что в его ответе содержится неправда. Неправда в том, что те данные, которые я просил публиковать, не содержатся на тех ресурсах, на которые он указывает (Беглов отправил Вишневского за цифрами по адресам gov.spb.ru/press/government и gov.spb.ru/covid-19, но там действительно нет ежедневных отчётов о запрашиваемых данных, но есть пресс-релизы о масштабах вакцинирования в городе – ред.).

- Вы как объясняете, почему цифры с сайта Смольного пропали в начале июня?

- Потому что надо формировать позитивную новостную повестку. У меня это единственное объяснение. Потому что в городе Чемпионат Европы по футболу. Потому что до этого — ПМЭФ, а после — "Алые Паруса" (губернатор Беглов заявил, что власти "Не стали лишать 40 тысяч человек праздника, который бывает только раз в жизни", Дмитрий Песков, говоря о празднике выпускников, отметил, что "по истечении какого-то количества дней будет понятно, мы с вами все увидим статистику — есть ли резкий скачок или нет" - ред.). Им важно было сделать картину менее угрожающей. Классический способ действий для неэффективных политических режимов, когда скрывается информация.

- Меньше знаешь, крепче спишь?

- Я могу точно сказать, что неделю назад на круглом столе в Комитете по здравоохранению, где было выездное заседание комиссии ЗакСа, я задавал прямой вопрос первому зампреду комздрава Петербурга Андрею Саране: где медицинская статистика в полном объёме? Он мне ответил публично: "У нас это всё есть, мы всё это собираем и передаём губернатору, а дальше уже он принимает решение, что обнародовать, а что нет". То есть, ответственность лежит на губернаторе Беглове. Как он мне ответил на запрос – известно. Он указал на ресурсы, где информации, которая запрашивается, не содержится. Рубильник выключил Беглов. Другого варианта нет. Он несёт ответственность за отказ публикации данных.

- Но ведь федеральный центр данные по Петербургу публикует. Значит, данные попадают в Москву. Может быть, Москва попросила Беглова остановить самодеятельность и оставить только цифры стопкоронавирус.рф?

- Я слышал самые разные предположения. Самое распространённое заключается в том, что, пока не кончится Евро-2021, блокирование этой статистики будет продолжаться. Но у меня есть большое подозрение, что они будут это делать и после окончания чемпионата. Потом же выборы. Потом ещё что-нибудь. Им понравится скрывать информацию. Тот, кто регулирует поток информации, во многом потом и определяет всю ситуацию.

- Это "кулуары Мариинского дворца" шепчут? Они обычно много знают.

- Нет, об этом говорят медики. Я это слышал от медиков. Без ссылок. И от некоторых знакомых мне чиновников исполнительной власти. Пока чемпионат не кончится, публикация возобновлена не будет.

- Последний матч на "Газпром-Арене" - 2 июля. Ждём три дня?

- Но сам чемпионат же продолжится, фан-зоны продолжат работу. По некоторым данным, ограничения из-за чемпионата вообще будут продлены до конца июля.

- Судя по тому, что этой проблематикой озабочены только вы, запроса на подобную открытость в обществе и нет?

- (Пауза) Я думаю, что запрос на эти данные у общества есть. Но общество не знает, как добиться реализации этого запроса. Во всяком случае, мне неизвестно, чтобы кто-то из депутатов сильно этим вопросом интересовался, как в нашем городе, так и в других местах. Но очень большой запрос у журналистов.

- Журналисты могут сами общаться с чиновниками по своим каналам. Кому реально интересны цифры от чиновников? Пусть питерских, не московских, но чиновников.

- (Пауза) Они на самом деле интересны многим, просто потому что люди хотят планировать своё поведение. От этого зависит, какие они будут предпринимать меры личной безопасности. От этого зависит, как они будут решать вопрос с вакцинированием. Как они будут посещать публичные места. Я очень боюсь, что относительно благостная и усечённая картина, которая давалась с начала июня, может привести к тому, что многие решили, что коронавирус отступил, что никакой третьей волны нету, можно вести себя так, как будто опасности нет.

03.COVID.2019.SPb.active.webp График кандидата биологических наук Алексея Куприянова по официальной короновирусной статистике, где видно, что данные Смольного пропали на старте очередного подъёма

Но если бы власти месяц назад сказали, показали, что, судя по всему, "третья волна" началась, что нужно быть осторожнее, может быть, это сохранило здоровье людей. Спасло человеческие жизни… Я, как осенью, снова каждый день вижу у себя в ленте некрологи. И иногда это касается людей, которых я знаю лично.

- При этом официальные цифры смертности в Петербурге продолжают расти с 23 июня, когда было: Понедельник – 110. Вторник – 119…

- Я не на 100% уверен, что эта статистика не занижена. Год назад я проводил специальное расследование, которое доказало, что реальная смертность от коронавируса в несколько раз выше. Это удалось понять благодаря статистике Роспотребнадзора о числе разрешений на захоронения в особом порядке. Тогда эти данные удалось достать. Я их сравнил с официальной статистикой смертности от COVID-19. Тогда чиновники стали говорить, что эти цифры Роспотребнадзора связаны не только с ковидом. Но если даже половина - от других причин, статистика всё равно была занижена в 2,5 раза. Если бы не ковид, смерть от других причин могла и не наступить. И мы понимаем, что диагностировать смерть можно по разным причинам. Астма, сосуды. Это всё взаимосвязано. Многие умирали от тромбов. Именно поэтому теперь при коронавирусе сразу назначают препараты, предотвращающие образования тромбов.

- И всё же, от местных чиновников есть чёткая цифра: "в Петербурге откроют ещё три отдела регистрации смертей, чтобы избежать очередей на Достоевского". Мне кажется, Фёдор Михайлович бы оценил черноту этого юмора в настоящем контексте.

- Мне совсем не хочется смеяться. Я за коронавирусное время потерял шестерых друзей. И несколько десятков человек скончалось, которых я знал лично. Поэтому совсем не смешно. Открытие этих новых пунктов показывает, что власти готовятся к тому, что количество смертей может серьёзно возрасти. Я каждый день общаюсь с медиками, с некоторыми главврачами больниц. Они работают на износ. Больницы уже переполнены. Ситуация сложная. Она уже сравнима с масштабами осенней волны (Петербург разворачивает койки до уровня зимы — пика второй волны, заявил в понедельник губернатор Беглов - ред.).

206600782_10216237327125404_3041928415859573133_n.jpg График А. Куприянова с данными по смертности от стопкоронавирус.рф

- Но ведь нет никакого сформулированного запроса общества – "дайте нам эти цифры". Ну дадут их завтра. Кто в них поверит теперь?

- Если будут реальные цифры, то осталось всё-таки некоторое количество журналистов, которые это оттранслируют. Это, так или иначе, будет влиять на настроения петербуржцев. К негативным последствиям приводит то, что люди начинают питаться слухами. Крайне негативные последствия наступают. Если будет точная информация, мы сможем действовать более осознанно. Нужно на этом настаивать. Если не настаивать, мы на 100% ничего не получим.

- На ваш взгляд, почему столько мракобесия, суеверия и недоверия во всём, что связано с COVID-19?

- У нас мракобесия, суеверия и недоверия хватает во всём. Правда, почему-то очень легко начинают верить, что мы со всех сторон окружены врагами, что соседи только и думают о том, как нам тут навредить. Что страна – осаждённая крепость. Вот в это очень многие готовы верить сразу. Потому что лично это не касается почти никого. А то, что касается личного, - наш человек привык не доверять властям. Изменить это можно только правдой, когда человек будет видеть эти важные цифры, а при этом от своих знакомых, в том числе знакомых медиков, будет слышать "похоже, именно так дело обстоит сейчас".

- А что сейчас говорят знакомые медики?

- С кем общаюсь, говорят, что им категорически запрещено давать какую-либо информацию. Приняты все меры, чтобы скрыть информацию. Медики боятся попасть под репрессии.

- У нас люди верят, что если Владимир Путин не говорит, чем он привился, то и прививаться спешить совсем не обязательно. Что вакцина – поражение ДНК потомков и прочая чепуха. Вам ваша "правда" от Смольного это излечит?

- Когда я читаю, что наш губернатор привился второй раз за три месяца, при том, что Минздрав советует это делать не чаще, чем раз в шесть месяцев, я развожу руками… Излечит ли правда? Она поможет сделать шаг в этом направлении. Если не делать даже шага, мы точно никуда не продвинемся.

 Николай Нелюбин
специально для 47news