В истории о шпионском оборудовании, педофилии и 4-х покушениях - новый поворот. На скамье подсудимых бывшие следователь, судья и бизнесмен. Все хотели 500 тысяч евро.

В Санкт-Петербургском городском суде 1 июля начнется слушание дела о самой крупной в России взятке за 2017 год - €500 000. Обвиняемые - бывший следователь Московского района Петербурга Игорь Левченко, бывшая мировая судья из Москвы Светлана Самгина и предприниматель Виталий Данилевич. Их обвиняют в покушении на получение взятки, превышении должностных полномочий, мошенничестве.

По версии обвинения, Левченко не устоял перед полумиллионом евро, расследуя уголовное дело в отношении директора, производившего оборудование для негласного получения информации ООО "Специальные технологии" Ларисы Кузнецовой и владельца ООО "НС Информ Консалтинг" Александра Гайдукова. Компании заключили в 2014 году фиктивный договор, а уплаченные 4 млн рублей вывели из оборота. Кузнецова настаивала: договор был настоящим, "НС Информ Консалтинг" оказывал ей поддержку в корпоративном конфликте с совладельцем Михаилом Серовым. В феврале 2021-го года Смольнинский районный суд Петербурга вынес приговор Кузнецовой в 3 года условно, преследование Гайдукова выделено - он давно не в России.  

В сегодняшнем деле о взятке необычно все - от феерической суммы до мотива, который гособвинение приписывает Левченко. Якобы тот запросил полмиллиона евро от сменившего Ларису Кузнецову на посту директора "Специальных технологий" Алексея Алексеева. Чтобы довести уголовное дело до суда. (Обычно органы берут за развал уголовных дел, а тут наоборот). 

Стоит внимания интервью, которое заявитель по этому делу Алексеев дал "Экстренному вызову 112" в 2018 году. 

01.png

Алексей Алексеев дает интервью "Экстренному вызову 112". Скриншот с сайта specialtehnology.net

С его слов получается, будто полмиллиона евро - вторая взятка, так сказать, капля, переполнившая чашу - до которой он якобы платил ещё €300 000. Настоящая цена вопроса в уголовном деле о хищении 4 млн рублей, за расследование которого обсуждается взятка почти в миллион евро, не может не интриговать несопоставимостью масштабов. 

Следствие считает, будто бывшая судья Самгина и бизнесмен Данилевич посредничали между лично не знакомыми Алексеевым и Левченко.

По данным Объединенной пресс-службы городских судов Петербурга, Данилевич просит об особом порядке судебного следствия. Это означает, что он полностью признал вину. Самгина же требует рассмотрения дела коллегией из трех судей - надо полагать, надеется, что так ее поступок оценят объективнее. О том, чтобы Левченко выдвигал какие-то требования по организации процесса, в сообщении пресс-службы ничего не сказано. 

 "Специальные технологии" занимаются разработкой систем негласного доступа к информации для спецслужб, компания имеет лицензию ФСБ. Госконтракты измерялись десятками миллиардов. По данным СПАРК, фирма существует и сегодня, её выручка от продаж в 2020 году превысила 1,5 млрд рублей. 

Собственно, шпионские миллиарды и стали причиной происшедшего. 

"Специальные технологии" благополучно функционировали с 1999 года: 51% долей принадлежали директору Михаилу Серову, 49% и кресло главбуха - Ларисе Кузнецовой. В октябре 2014-го выяснилось, что Серова подозревают в педофилии, ему предъявили заочное обвинение, бизнесмен и сегодня в международном розыске. 

02.png

Скриншот с сайта СК РФ по Саратовской области

Кузнецова переоформила на себя статус директора - по ее словам, чтобы некрасивая тема не мешала бизнесу. Серов увидел в этом рейдерский захват, которому сумел эффективно противостоять, несмотря на международный розыск. Тогда-то женщина и обратилась за поддержкой к бывшему офицеру КГБ СССР Александру Гайдукову - его "НС Информ Консалтинг" специализировался на противостоянии недружественным поглощениям. 

Серов сумел сохранить контроль над бизнесом, и в 2015 году Кузнецова попыталась выйти из конфликта - она передала свои доли "Специальным технологиям" и обратилась в арбитраж с требованием выплатить ей за них 1,5 млрд рублей. Суд она выиграла, но денег не получила. Вот с ними, кажется, и связаны все прочие события. 

Лично Лариса Кузнецова заплатила за эти 1,5 млрд двумя обвинительными приговорами. Помимо условного в деле, которое когда-то расследовал сам Левченко, в 2016 году Московский районный суд Петербурга дал ей три с половиной года несвободы за лишение Михаила Серова должности директора и вывод денег из легального оборота. А в 2019 году ее пытались застрелить около загородного дома в Выборгском районе Ленобласти. 

Своевременно перебравшийся за границу Гайдуков пережил два покушения в Бишкеке. 

Даже трудно придумать, каких еще амбиций не хватает в этой истории.  

Лев Годованник
для 47news