"В мультфильме про Бегемотика, который боялся прививок - всё правда", — говорит собеседник. 47news услышал, почему никого не пронесёт, и спросил, какая прививка лучше.

"Нужно предпринять повышенные меры безопасности", — заявил 21 июня глава Минздрава Михаил Мурашко, перечислив в том числе Ленобласть. 47news поговорил с главой регионального комздрава Сергеем Вылегжаниным о том, что происходит.

- В паблике новые страхи — штаммы мутируют, вакцина не помогает, все пропало.

- Каждый такой случай фиксируется. Полпроцента по Ленобласти. Для ответа на страхи нужно сказать себе: заболеют все, вопрос — как. Болезнь тяжёлая, протекает отвратительно, можно умереть, получить осложнения. Может пронести? Может, кто ж с этим спорит? Но жизнь пока показывает, что никого ещё не пронесло. Вот прошло две волны, и я лично знаю тех, кто не заболел. И знаю тех из них, кого мы в третью волну потеряли. Два раза пронесло. Естественно, они говорили хо-хо, меня эта дрянь не берет — жена болела, отец болел, мать, дети все, а меня не берет. И сейчас их уж схоронили. И что? Кому что доказали? Как?

photo_2021-06-21_17-12-30.jpg 47news

Нужно упрощать. Много людей, которые не прививались по каким-то причинам. Но сейчас привились. Поверьте, в эмоциональном плане, я вижу — в них поселился маленький герой. Сделали то, чего боялись. Кто бы что ни говорил — в нигилизме упакована простая человеческая трусость. А дальше она маскируется под какими угодно доводами. Этот мультик замечательный про Бегемотика, который боялся прививки. Так и в жизни. Люди боятся всего неизвестного, доверяют или не доверяют. Мало ли, как жизнь сложилась. Но когда человек перебарывает себя, на него приятно смотреть. Мне иногда звонят, и говорят: Валентиныч, а я привился. Отвечаю: молодец.

- Ваша оценка на данный момент?

- Идёт рост заболеваемости. За выходные ситуация ухудшилась. Не только по ковиду, но и по внебольничным пневмониям, и ОРВИ. Началось это после майских. Ситуацию ухудшают публичные мероприятия и несоблюдение ограничений. В том числе, в Петербурге.

В стационарах Ленобласти на 21 июня находятся 1675 пациентов: 451 с внебольничной пневмонией и 1224 с COVID-19. 410 коек свободны. За сутки выявлено 123 случая, 80 человек выздоровело, 8 скончалось. Всего выявлено 47349 случаев, 1662 человека умерли.

- Вы говорите, ОРВИ растёт. Но разве это свойственно для начала лета, да ещё и жаркого?

- Иногда в июне идёт небольшой подъем — температура, кондиционеры. Но важнее, что это, своего рода, исследование. В периоды пиковых нагрузок по ковиду ОРВИ снижалось - столь беспрецендентного масочного режима наша история не знала. Люди боялись. Теперь рост — это доказательство, что маски сняли, количество контактов увеличилось.

- По заполняемости ковид-отделений что скажете?

- Разворачиваем новые койки. Отличие от первой и второй волн в том, что на спаде заболеваемости мы приняли решение людей со средне-тяжёлыми формами лечить в стационаре, коль есть возможность. В апреле расширили показания для госпитализации.

- А сейчас вам не аукнется?

- Для снижения смертности так гораздо эффективнее. Забрал пожилого человека и наблюдаешь его, а не когда он сам поймёт и уже тяжёлый поступит. Мы далеки от ситуации первой волны, когда, по возможности, лечили дома. Нам говорили — ребята, вам никогда  и никаких коек не хватит. Но тренд на ухудшение сейчас стойкий. Трудно сказать, как быстро все вернётся.

- Если сравнивать с прошлым годом, что изменилось?

- Если май к маю, то примерно то же количество пациентов в стационаре и коек. Но маховик раскрутился. Схемы лечения отработаны, лекарства и средства защиты закуплены. Смертность ниже, чем в прошлом мае. Вообще смертность, не только ковидная. При этом, тогда были закрыты поликлиники и стационары. Сейчас все работает. Но если ситуация будет ухудшаться, будем вынуждены вновь уменьшать плановую госпитализацию. Все больше медперсонала опять уходит на работу с COVID. Плюс люди на вакцинацию. Поймите, она нужна не только для того, чтобы не болеть, а чтобы можно было нормально остальное лечить. И кардиологам, и гинекологам. Ты можешь не прививаться, и остаться живым. Да не вопрос! Но другие люди не будут получать помощи. И непривитые тоже.

- Болезнь стала иначе протекать и помолодел ли ковид?

- Мы видим, заболевание протекает более тяжело и более устойчиво к лечению. Чаще более тяжёлые формы. Да, помолодел. Речь о тех, кому 30-50 лет. Но это связано, в том числе, с усилиями по пожилым. К тому же, пенсионеры более дисциплинированы.

- Какие потери среди медиков за год?

- Умерло 38 человек. 3600 переболели.

- За этот год уходили из профессии со словами "больше не могу" или "страшно"?

- У нас уменьшилось количество людей 65+. В первую волну мы отправили их на самоизоляцию. Прежде всего, это сестринский персонал. И были случаи, когда люди принимали решение не возвращаться. Замечу, последние годы мы количественно росли лучшими по стране темпами.

А молодёжь шла в ковид?

- Произошло снижение трудовой миграции. Ленобласть же привлекательный субъект. Едут люди из Сибири, с Алтая. Рядом Питер, все красиво, зарплаты больше. Но в этот год все сидели на попе ровно. Обвала не произошло, но влияние пандемии было.

- На 21 июня привилось около 216 тысяч. Вы подошли к исчерпанию ресурса желающих?

Верно. В отличие от нескольких месяцев назад у нас практически нет весомых листов ожидания. Желающих становится меньше. Пока темпы не снижаются, компенсируем работой на госпредприятиях, муниципальных учреждениях, в крупных организациях.

- Кстати, а как у вас в комздраве?

- У меня в подчинении 60 человек. Все либо привиты, либо имеют высокий титр антител. Двое не привиты по состоянию здоровья.

- А по всем больницам?

- Сейчас собираем информацию, чтобы понимать, на кого мы можем больше рассчитывать в случае ухудшения эпидобстановки. В работе на ковиде, естественно, мы отдаем преимущество привитым. Надо оценить боевые порядки. Ну и очень много медиков переболело.

- А есть у вас ресурсы для поощрения?

- Никого в комитете не заставлял прививаться. Но я ведь тоже могу чего-то не делать. Это не значит увольнение и притеснение. Стоит тебе сейчас в отпуск пойти или попозже. Но нужен авторитет. Спасибо тоже много значит.

- В повестке стал появляться вопрос о ревакцинации. Какие мысли на этот счёт?

- Пока этим не занимались. Задача пока убедить привиться первый раз. Спрашивают, а можно заболеть после прививки? Конечно, можно. Но у подавляющего большинства болезнь протекает легче. Поймите, вакцинация работает только при своей массовости. И потом, заболевают после прививки меньше одного процента. Все остальные не болеют и обрывают цепь передачи инфекции. Прекраснейший опыт Израиля. Дайте мне шляпу, я ее сниму! Какие вам еще нужны доводы?! Они же не сделали ничего необычного. Это то, о чем мы все время говорим. Взяли, просто тотально привились и все. Сняли маски.

- Вопрос о ревакцинации встал из-за того, что стали заболевать привитые. Вопрос — при каком количестве антител нужно вакцинироваться второй раз?

- Четких критериев нет. Это дело каждого человека. Но мы никому не отказываем в вакцинации при наличии любого титра антител.

- То есть, это не опасно?

- Нет, не опасно. Задача — сформировать как можно большую прослойку. Мы не призываем людей, имеющих антитела, вакцинироваться, но рекомендуем. Исключение для тех, у кого антитела IgM. Это те, кто болеет. У переболевших и привитых — IgG. Для того, чтобы запомнить: первый — это вояка с автоматом. Бегает и стреляет. Потом он оружие сдает и сидит в резерве. Но, в случае чего, он схватил автомат и побежал — это IgG.

При этом мы не берем анализы на антитела перед вакцинацией.

- А если человек болеет?

- В любом случае, врач разговаривает с пациентом. Исходим из того, что он разумен. Плюс, есть регистр всех переболевших. Если вчера выписался, интересуемся анализами.

- Количество рассуждений о том, какая прививка лучше, зашкаливает. Сейчас расходится легенда о том, что КовиВак лучше всего. Как на самом деле?

- Не возьмусь сравнивать эффективность, это для ученых. Но у меня замечательное наблюдение. Как человек, поживший в условиях дефицита, скажу: когда появилась первая альтернатива "Спутнику", спрос был чумовой, все просили — предел мечтаний. Так продолжалось ровным счетом до того, как вторая вакцина стала абсолютно доступна и не появилась третья. Теперь она повторяет путь второй.

- Как в Советском Союзе гарнитур из Болгарии?

- Точно. Других причин не вижу. Если трёх разработчиков собрать, они бы могли научно поспорить. Но это реально разговор для ученых. Вот я не практикующий доктор, но я иногда даю советы родственникам. И просто чувствую иногда, что разговариваю не с близким, а с интернетом. Попытаться понять — это неплохо для общего развития. Но делать глубокие выводы из такой информации нельзя. Я же не делаю выводы из информации о технологиях добычи нефти. Образование врача сложное и одно из немногих исключительно очное. Смею напомнить, самое длительное — восемь лет. И то выходит птенец. Я уже молчу, что иммунология — самый сложный предмет в университете.

- В вашем голосе обида за нивелирование знаний врача?

- Это даже не обида. Профессионал знает и советует, а слышит заблуждения. Это не обижает, а иногда, не скрою, злит. Любим мы оценивать все и вся за рамками своих профессий. Поэтому все прекрасно знают, как лечить-учить-играть в футбол.

- После "Спутника" начинают болеть, отсюда разговоры про неэффективность.

- Ни одна прививка не защищает на 100%. Это просто проверенный способ подготовить иммунитет. Готовность у каждого разная. Все граждане будут привиты — либо живой вакциной, либо одной из трёх. Другого не дано. Так вам с каким страшнее встретиться вирусом? Ваш покорный слуга привился, имея достаточно большой уровень антител. Потом он стал существенно падать. И вдруг чудеснейшим образом уровень опять стал высоким. Значит, я ревакцинировался где-то. И сколько раз еще я так произойдёт — одному богу известно.

Ни одна из претензий антивакцинаторов не состоятельна. Все идёт, как мы знаем, от ужасной и трагической истории с полиомиелитом. Тогда негодование было оправданным. Но сейчас-то все давно не так — хотите на аденовирусе вакцину, хотите вообще синтезированную, из неё никогда ничего не вырастет.

- Житель Ленобласти может выбрать, какой прививаться?

Любую на выбор, когда записывается. Понятно, что небольшое количество поступало "КовиВака", но "Спутника" и "ЭпиВакКороны" много. Если будет запрос, в крайнем случае мы даже довезём. Такие были случаи.

В Ленобласть поставлено 254 894 комплекта вакцины. 240 434 — "Спутник V", 11340 — "ЭпиВакКорона", 3120 — "КовиВак". Привито 215 989 человек. "Спутником" — 207538 человек, "ЭпиВакКороной" — 6985, "КовиВак" — 1466 человек.

- Рай для европейца?

- Да уж. Расстраивает, что мы три месяца таким количеством пунктов вакцинации могли бы сделать гораздо больше прививок. А в день приходило порой по 6-8 человек. Теперь мы имеем нарастающее количество вызовов, на которые выезжают те же медики. Кстати, мой 22-летний сын заболел, не успев привиться. Ровно в тот день, когда мы договорились на прививку, у него поднялась температура. И он говорит, что не хотел бы повторения.

- Представим, что ваш однокурсник, с которым вы пиво пили в общежитии, не маргинал, образован, состоявшийся. Но антипрививочник. И вы с ним на кухне.

- По итогам разговора он бы абсолютно точно вакцинировался. Шансов уйти не вакцинированным не было бы. Подход же есть к любому. Кому-то научные доводы нужны, кому-то грубость и яркие примеры трагических ситуаций, а кому-то про выбор вакцины. Кто-то понимает про деньги — каждый пациент обходится от 250 тысяч рублей в стационаре. Их же нужно где-то взять? И мы их возьмем, будем всех лечить. В прошлом году 4 млрд, сейчас вновь миллиарды. Это же из нашего общего кошелька. Поликлиника, например, стоит миллиард.

- Показали бы товарищу фото вскрытой грудины умершего от ковида?

- Согласен, должно быть страшно. Люди уходят. Есть пациенты и с ментальными нарушениями — айкью снижается, возможности умственной деятельности.

- В СССР никого не спрашивал. По-человечески вам эта система близка?

- Советская система здравоохранения имени Семашко прекрасно работала, когда на первом месте были инфекционные заболевания. Отсюда такое огромное количество маленьких больниц по всей стране, поселковых, участковых, маломальских на 20 коек. Нужно лечить в стационаре. Времена поменялись, на первое место вышли болезни системы кровообращения, онкология.

Но сейчас опять мы имеем дело с инфекцией. Нужно действовать быстро, четко и жёстко. Инфекционные болезни касаются популяции. Это не только твое дело. Мы же много чего заставляем — маски носи, дома сиди, переход по правилам переходи. Массовые мероприятия запрещаем. Вот и воссоздаем систему Семашко, посмотрите, сколько наоткрывали коек. Общество не может существовать исключительно исходя из желаний одного человека при полном игнорировании желаний другого. Так не бывает.

- Представим крайне негативный сценарий. Центр говорит: всё, прививка обязательна. А технически есть возможность обеспечить процесс? Есть регламенты?

- Мы же создали 3600 коек стационара по ковиду. Наблюдали по 40 тысяч человек в день на дому. Нам гораздо проще один месяц прививать всех тотально, а потом жить нормально! Мы хотим решить вопрос с ковидом и вернуться к своим непосредственным специализациям. Последние годы у нас существенно снижалась смертность. И первые два месяца 2020 года достигали исторического минимума за всю историю Ленобласти. Компьютерные томографы мы не для ковида покупали, а для выявления онкологических заболеваний.

Болезни системы кровообращения и онкология дают 65% смертности. Борьба с ковидом смещает акценты и ограничивает. Мы сохраняем экстренную помощь, но огромный кусок плановой работы страдает. Если кардиолог идёт в ковидный госпиталь, он не работает кардиологом. И у нас нет двух комплектов персонала.

Бывает, врач говорит: прививка на ваше усмотрение. Не хочет брать на себя ответственность. И человек боится.

- Двоякая история. Я, конечно, хотел бы, чтобы все медработники, как один, горячо поддерживали и продвигали вакцинацию. Но слукавлю, если скажу, что это так. С другой стороны, все-таки задача доктора рекомендовать, заставлять мы не можем. Даже когда опасность для жизни, врач говорит "вы можете умереть, я рекомендую вам операцию". Объясняет все возможные плюсы и минусы. А человек принимает решение.

- А если врача не научили применительно к вакцинации давать рекомендации? Такая работа вообще ведётся?

- Есть методические рекомендации, инструкция по применению. Все написано и лежит на столах. Если я не информировал человека и говорю "Ну слушайте, я не знаю, можете прививаться, можете не прививаться" — это плохая работа. Другая ситуация — врач говорит: вам 60 лет, смертность высокая. Бронхиальная астма у вас вне обострения. Да, побочные эффекты могут быть, мы полечим. Но надо понимать, если вы сейчас заболеете коронавирусом, то на фоне астмы и возраста будет кромешный ужас. Выбраться очень сложно. Вот и давайте подумаем, но я бы рекомендовал вакцинироваться.

- Алгоритм поставки вакцины в случае обязательной вакцинации изменится?

- Уверен, на федеральном уровне понимают, что любые вводные по ужесточению истории с вакцинацией должны совпадать с поставками вакцины. Пока запас есть и не малый. Расход от 85 до 90 процентов.

- Статистика по ревакцинируемым есть?

- Нет, такой статистики нет. Да и система учета пока не пропустит желающего. Формально, если не написано в инструкции, что препарат для ревакцинации, то не предполагается его для этого использовать. Но исходя из смысла иммунологии, чем прививался, тем и ревакцинируйся.

- Самым ярым противникам вакцинации напоследок что скажете?

- Надо, друзья, прививаться. Надо возвращаться к нормальной жизни. Медики умоляют. Мы можем в Ленобласти внедрять и использовать массу новых технологий. У нас много сделано и масса планов. Но мы вынуждены заниматься только ковидом. Идёт третья волна, и неизвестно, сколько их будет при таких темпах вакцинации. Я думаю, что все равно все пойдёт в сторону ужесточения. Кстати, после начала третьей волны количество желающих хоть чуть-чуть, но выросло.

- Страх?

- Да, страх — мотивационный фактор. А мы должны сделать, чтобы сознательность преобладала. Ковид стал показателем несознательности, он обнажил проблему. Точно так же не принимаем таблетки от давления. Тоже умничаем, что на печень влияют, а потом умираем от инфарктов, от инсультов. Не принимаем таблетки от холестерина. Весь мир принимает, когда врач назначает, а мы нет.

- Ковид стал маркером воинствующего невежества?

- Маркер отношения к своему здоровью. К системе здравоохранения. Нам нужно ликвидировать безграмотность в области медицины. Все передачи с утра идут, я тоже за них. Хоть с Еленой Малышевой. Важно найти правильные слова и понятную подачу. Задача всего медицинского сообщества.

- Но у нас 90% населения показало, как относится к рекомендациям врачей.

- Надо объяснять. В интернете такое количество информации и нам обидно от ее качества. Черт-те что и сбоку бантик. Труд врача, его мысли, образование не ценятся в отличие от стран Европы, Азии и Африки. Там невозможно попасть к врачу и не слушать его. А доступность медицины у нас в отличие от заграницы огромная. И получается так - ну и что, завтра опять вызову. А что такого-то? Губернатору напишу, и куда вы денетесь, придёте ко мне. И будете лечить. Иногда и медики виноваты, допускают и грубость, и хамство. Все в одном котле. Жизнь — штука сложная, на черное и белое разделять нельзя.

- Вопрос вдогонку: антипрививочники вспоминают, вот была испанка три года и прошла сама. Мол, и ковид пройдёт.

- Испанка была не три года, а 25 лет. Просто Испании не повезло. А ушла, когда все, кто мог умереть, умерли.

Беседовал Виктор Смирнов,
47news