За томатом-скептиком — человек с прошлым в ФСБ и голос из Крыма. Их персонажи говорят о проблемах, власть пока не замечает, но оценил создатель "Масяни".

В конце мая на YouTube должна появиться новая серия проекта "ГАСПЕП" о приключениях круглого томата Гаспачо и его приятеля, зеленого огурца Пепино. Друзья убегают с овощной фермы "Выжовец" и отправляются изучать окрестности.

"Мы — бахчевые мстители, не те, кем были раньше, мы помним всех и даже Кабачка, и тетю Малину, смотри, за тобой идут Гаспачо и Пепино", — читают бодрый рэп овощи в заставке-интро.

История разворачивается в Колтушах: в кадре то и дело мелькают узнаваемые улицы, а любопытство приводит в лабораторию физиолога Ивана Павлова. Там их встречает моль-вампир. Как говорится, смотрите в следующих сериях.

Локация близка автору идеи мультсериала, 35-летнему Виктору Шутову. Он всю жизнь провел в Колтушах, по контракту служил в погранвойсках ФСБ, там тоже, к слову, занимался мультипликацией. После армии успел поработать в студии "Мельница". Его карандаш, например, двигал персонажей мульт-эпопеи "Три богатыря", а также короткометражки "Он не может жить без космоса". У картины номинация на "Оскар" и главный приз национальной анимационной премии "Икар".

- Поскольку мне самому нравятся Колтуши, я решил поместить героев в условия города и заодно посмотреть, как отреагируют соседи. Взял самые известные виды овощей — огурец и помидор. Имена нашел очень просто: начал перебирать названия сортов, которые больше подходят мультяшным персонажам, — рассказал Шутов корреспонденту 47news. - В итоге помидор Гаспачо — такой тертый калач, никому не доверяет. Его антипод — огурец Пепино — по характеру он простачок, готов ввязаться в любую заварушку.  

Музыка и голоса персонажей в Колтуши доносятся с расстояния в 1700 километров. В том смысле, что озвучивает Гаса и Пепа Павел Прокопович из Севастополя. В Крыму у него своя студия звукозаписи. У Прокоповича 47news спросил, почему томат Гаспачо вышел сиплым.

- Подобный голос подходит к его темпераменту. Было бы странно услышать его писклявым. Возможно, на подсознательном уровне мы сопоставляли с советскими Трусом, Балбесом и Бывалым. Так что образ Гаспачо ближе к последнему, а Пепино — Балбесу, — рассказал он. — Актеров подобрать не удалось, пришлось использовать собственные ресурсы, то есть собственный голос, используя практически весь диапазон тембров.

Линия приключений помидора и огурца — на одной девушке в команде, Калерии Соколовой. По профессии она программист, но работу в IT совмещается с текстовым ремеслом. В библиографии шесть книг, в том числе сборники собственных стихов. В сюжетах мультфильмов — без лирики, там актуальная для района повестка. Так, Гаспачо и Пепино попадают на свалки и проваливаются в ямы на местных дорогах, приговаривая: "Рассол тебе в печень".

- От властей реакции пока не было, в основном от жителей. Говорят, тема действительно актуальная, — рассказывает автор сценария Калерия.

К слову, зрителям команда тоже предлагает поучаствовать. Летом прошлого года аудитории предложили выбрать продолжение мультсериала. В перечне наболевшего оказались нелегальная свалка, мусорный завод, ЖКХ, главы районов, мусор от приезжих.

Выпускают серии, к слову, небыстро. Над последней работали полгода. Авторы настаивают, что пока не зарабатывают на сериале, поэтому на мультипликацию отводят по пять-шесть часов свободного времени в день. Если в крупных студиях над полнометражным мультфильмом работают сотни художников, то в истории Гаспачо и Пепино автор Шутов совмещает обязанности десятерых.

- Спал по четыре часа в сутки в лучшем случае, редко получалось выделить один выходной. Но последняя серия качественно отличается от предыдущих и с точки зрения прорисовки, и спецэффектов, — рассказал 47news он.

По словам руководителя проекта, самый простой мультфильм с прорисовкой стоит в районе 300 тысяч рублей, в мультипликации со спецэффектами одна секунда уже обходится от 50 до 70 тысяч рублей: "По меркам индустрии это вообще ничто, копейки, а для человека, который работает каждый день — очень серьезные деньги".

- Люди просят больше "социалки", но, если тема не близка, не вижу смысла тратить время. Режиссер же не станет снимать "Трансформеров" для одного зрителя, — говорит Шутов.

- Политики мы стараемся не касаться, то есть оставаться независимыми от влияния. И если поднимать проблемы, то так, как видим их мы, — описывает концепцию сценарист Калерия Соколова.

И все-таки повестка зацепила команду. Летом 2020-го Россия шумела поправками в Конституцию, а паблик мультика подрастал мемами. Так, изображение огурца и томата сопровождалось текстом: "Мы не овощи! У нас Конституция такая".

Фото: ГАСПЕП

- Просто меня тогда тема задела, решил высказаться. Умный человек поймет подтекст, а оскорблений никаких нет, я считаю, — объяснил художник Шутов.

- Думали, как монетизировать проект? Скоро, например, выборы, можно сделать серию о политике, — подсказал 47news.

- Сейчас сложно ответить, готов рассматривать разные варианты. Но, в первую очередь, это не должно противоречить внутренним ощущениям, моим и команды в целом. Некоторые говорят, я не готов для власти что-то делать, а я могу. Например, сделать дизайн детских площадок, почему бы нет.

Посмотрев серию, автор вспомнил главную мульт-эпопею Петербурга 2000-х. Зрителей Масяня с ее друзьями Хрюнделем и Лохматым тоже завоевали веселыми и не очень историями. С июня 2002-го мультфильм показывали по ТВ, а с 2004 года пришли рекламные контракты с производителями модемов, благотворительными фондами, строителями и заводами с газировкой. Создателю персонажей Олегу Куваеву 47news предложил посмотреть на творчество коллег.

- У мульта вполне свой самостоятельный стиль, и это замечательно. Озвучка отличная, нарисовано аккуратно. Не хватает чисто киношных штук: динамики, внятного повествования и жизни персонажей — мимики, жестов. В целом начало очень хорошее, — описал впечатления он.

Варианты монетизации, по словам автора "ГАСПЕПа" Виктора Шутова, рассматриваются, но к конкретным соглашениям не приводят. С тотально популярной "Масяней" 2000-х свой проект он сравнивать не спешит.

- Один телеканал предлагал показать серию бесплатно. Но без указания авторов, а соглашение предполагало, что в случае любых судебных претензий ответственность на мне. Онлайн-кинотеатры тоже интересовались, но им нужен готовый сезон минимум на семь серий, на это нет рук. Несмотря на то, что индустрия в России только развивается, рынок довольно насыщен, на него сложно выйти. "Масяня" же была, по сути, первым мультфильмом в новой России, — считает он. — Амбиции у нас, конечно, растут, весь вопрос в ресурсах.

Андрей Карлов,
47news